Мнения

Сергей Комаров: Медицинские работники, их пациенты и необходимые современные навыки (окончание)

18 декабря 2020, 19:23 — Общественная служба новостей — ОСН

Окончание материала, в котором профессиональный медик, учёный и преподаватель, эксперт Координационного совета некоммерческих организаций России Сергей Комаров рассказывает о своём видении современного подхода к общению медиков и их пациентов.

(первая часть тут)

Четвёртое

В последнее десятилетие проявилось еще оно явление, которое ранее отсутствовало. Пациенты хотят управлять поликлиникой. Да-да, именно так. Пациент начинает примерять на себя халат главного врача, утверждая, что именно он знает, как лучше организовать работу учреждения, а то, что имеется в настоящий момент – неверно и должно быть изменено. Этому есть очень простое объяснение, если данное явление рассматривать с позиции теории поколений. Сейчас в активной жизненной фазе находятся представители поколения «Y», или так называемые миллениалы, (по разным источникам, к дате начала поколения относят лиц, родившихся в 1977-1985 гг., к дате конца — 1994-2003 гг.), то есть встретившие новое тысячелетие в юном и молодом возрасте.

Данное поколение существенно отличается от своего предшественника, поколения «X», – они не приспосабливаются под ситуацию. Они приспосабливают ситуацию под себя. Это весьма самоцентрированные личности, которые не станут мириться с неудобством, они найдут время и силы, чтобы неудобство устранить, и для них не имеет никакого значения, это собственная квартира или поликлиника.

Пятое

Наконец, сегодня пациент настоятельно требует уважительного к себе отношения. В Федеральном законе №232-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» есть статья 6 «Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи», согласно которой данный приоритет реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации. Но данная норма закона, как это часто бывает, живет своей жизнью на бумаге и не всегда исполняется на практике.

Современного пациента это категорически не устраивает. Конечно, он понимает вынужденность своего положения и зависимость от медицинских работников в конкретный момент времени, но все активнее (в ряде случаев – агрессивно) требует соблюдения своего права на уважительное отношение. Наверное, это основной фактор, влияющий сегодня на взаимоотношения пациентов и медицинского сообщества.

Вместе с тем сформировать по-настоящему искренне уважительное отношение к пациентам у всех медицинских работников одномоментно невозможно. Даже жесткими административными мерами. Это большая, сложная, кропотливая работа, требующая времени и значительных усилий со стороны руководства и самих медицинских работников, в первую очередь. Однако это не означает, что следует пассивно наблюдать за все возрастающей неудовлетворенностью пациентов и ждать, что ситуация рано или поздно урегулируется сама по себе. Этого не произойдет, если не предпринимать определенных мер, а именно – постепенно формировать пациентоориентированную среду в медицинской организации.

И здесь нам в помощь технология формирования и развития у медицинского персонала так называемых «мягких навыков». Безусловно, это не панацея, которая полностью решит проблему негативных проявлений при взаимоотношениях пациентов и медицинских работников, и мы сможем навсегда забыть о неудовлетворенном, раздраженном пациенте, который шлет жалобы в различные инстанции. Но внедрение данной технологии позволит существенно повысить качественный уровень коммуникации и создаст позитивный микроклимат, который станет отправной точкой развития пациентоориентированной среды.

Итак, что же такое «мягкие навыки» и зачем они нужны? Исчерпывающего определения данному понятию в настоящее время нет. Принято достаточно условно выделять «твердые навыки» (англ. hard skills) – профессиональные навыки и умения, связанные с «технической стороной» деятельности. Иными словами, это базис, который формируется в процессе подготовки специалиста. Это те навыки и умения, которые традиционно даются будущему специалисту в процессе обучения, они хорошо разработаны, измеримы и относятся к конкретным функциям и манипуляциям, необходимым в процессе профессиональной деятельности. Образно говоря, твердые навыки как правило перечислены в квалификационных требованиях, должностных инструкциях и регламентах.

Но в последнее время, с учетом происходящей эволюции взаимоотношений пациентов и медицинских работников, все чаще говорят о «мягких навыках» (англ. soft skills), которые означают эмоциональные и коммуникативные качества, в достаточно широком понимании. В целом мягкие навыки – это личностные характеристики, которые подразумевают способность к коммуникации, выстраиванию отношений, дипломатии, эмпатии и ряд других качеств. Развитые мягкие навыки позволяют человеку, независимо от его профессиональной ориентации, добиться большего результата за счет высокой эффективности взаимодействия с другими людьми. Мягкие навыки дополняют твердые навыки, многократно усиливают их. В медицине это особенно необходимо, поскольку результативный лечебно-диагностический процесс базируется в первую очередь на эффективной коммуникации пациента и медицинского работника.

В этом и заключается ключевая задача – менять психологию медицинских работников, их отношение к пациенту, внедрять совершенно иную профессиональную модель поведения. Можно вложить многомиллионные средства в ремонт и оснащение, превратить поликлинику в хрустальный «дворец здоровья», однако, когда на вопрос администратору «как найти карту?», пациент получает ответ «я ее не теряла» – все внешние метаморфозы теряют смысл.

Таким образом, если внимательно смотреть не только в будущее, но и реальное настоящее, с учетом эволюции наших пациентов, роста их требований и ожиданий, повышения самооценки и сопричастности к процессу лечения, мы понимаем, что без развития мягких навыков у медицинских работников нам не обойтись. Однако, этот процесс требует достаточно серьезной методологической проработки и нормативного правового обеспечения, внедрения в образовательные программы различного уровная, а также государственной поддержки и широкого информационного сопровождения.

Поделиться
Александр Петренко

Публиковаться в различных журналах начал ещё лет 25 назад. Первыми были переводные материалы из английских изданий по культуре. Потом - тексты околоигровой направленности: журналы про настольные игры, компьютерные игры. Полноценно в СМИ начал работать в 2014 году. работал в изданиях REGNUM, сотрудничал с агентством "Красная Весна". Принимал участие в проекте по президентскому гранту. Входил в команду, издававшую подростковый журнал "Ёж - за ЗОЖ!". В этом издании, посвящённом не олимпийским видам спорта, я был главным редактором. С марта 2019 года работа в Общественной службе новостей.

Последние статьи

Кошкович: разрушив отношения с США, ЕС преподнес Путину подарок

Аналитик венгерского Центра фундаментальных прав Золтан Кошкович в соцсети X* заявил, что лидеры Евросоюза (ЕС) преподносят президенту России Владимиру Путину подарок решением разрушать отношения с США своей политикой. Его слова…

% дней назад

NYT: после обновления Стратегии нацбезопасности США Европа встала на перепутье

После публикации США новой Стратегии национальной безопасности Европа оказалась на стратегическом перепутье, отмечает The New York Times. Континент оказался между необходимостью сохранять трансатлантическую безопасность и стремлением выстраивать независимый курс в…

% дней назад

Подоляка: целью удара ВС России стали несколько крупных энергоузлов Украины

Целью вчерашней атаки Вооруженных сил России стали несколько крупных энергоузлов Украины. В результата ударов часть электростанций прекратила свою работу. Об этом сообщил военный блогер Юрий Подоляка в своем Telegram-канале. Военспец…

% дней назад

Доцент Балынин: Некоторые россияне могут досрочно выйти на пенсию

Россияне, обладающие необходимым стажем и работающие во вредных или тяжелых условиях труда, могут выйти на пенсию досрочно. Об этом сообщил доцент Финансового университета при правительстве России Игорь Балынин. Его слова…

% дней назад

Вильфанд: на следующей неделе снег покроет до 92% площади России

Снег к середине следующей недели покроет около 92% территории России, сообщил ТАСС научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд. Он отметил, что с понедельника ночные температуры в Приволжском федеральном округе станут отрицательными…

% дней назад

Генерал Липовой рассказал о безумной попытке прорыва ВСУ в Гуляйполе

Военный эксперт и генерал Сергей Липовой в интервью изданию aif.ru рассказал о попытке ВСУ на прошлой неделе прорваться в Гуляйполе Запорожской области, чтобы вытащить оттуда офицеров НАТО. Попытка украинской армии…

% дней назад