Мнения

Елена Удалова: Как государство использует онлайн-социологию для улучшения качества коммуникаций с гражданами

20 декабря 2021, 14:09 — Общественная служба новостей — ОСН

Цифровые технологии вышли на новую ступень своего развития. Тенденции, показывающие высокие темпы развития цифровизации отмечались и до пандемии, однако она заметно ускорила темпы разработки и внедрения новых технологий.

По данным исследования WEB-Index Mediascope, количество пользователей интернета в России в июле-сентябре 2021 года достигло 100 млн человек, увеличившись за год на 5%. Пользователи интернета составляют почти 70% населения России, многие из которых выключаются из процесса получения информации традиционным способом, чаще выражают недоверие офлайн-СМИ и все чаще получают информацию и узнают новости из онлайн-источников.

Переход на цифровые способы коммуникации произошел не только в личном общении – диалог государства с гражданами все чаще стал осуществляться посредством цифровых средств коммуникации.

За год с 2020 по 2021 год кратно увеличилась доля пользователей, которые коммуницируют с органами власти в интернете – если в 2020 году писали жалобы и обращения в органы власти в социальных сетях около четверти пользователей, то в 2021 году их стало 45%.

Государство стремится сделать процесс коммуникации с гражданами простым и технологичным, применяя результаты цифровизации. А граждане, в свою очередь, с некоторыми опасениями и переживаниями, но включаются в эту коммуникацию, выражают все большие ожидания относительно потенциальной эффективности такой коммуникации, а также выражают запрос на большее присутствие государства в интернете.

Важным условием эффективности коммуникации посредством цифровых средств, в том числе, эффективности обратной связи, является разговор граждан и государства на одном языке.

Чтобы это обеспечить, нужно понять, кто он – российский интернет-пользователь. Причем исследовать это важно в контексте интернет-среды и таким способом, который будет отвечать запросу на удобство, технологичность, оперативность, а в некоторых случаях – и анонимность, при этом удовлетворять потребность пользователей быть услышанными.

В связи с этим все более востребованными с ускорившимися в пандемию темпами развития цифровых технологий становятся инструменты и методы онлайн-социологии, которые отвечают запросам и требованиям интернет-аудитории, обеспечивая при этом репрезентативность и валидность данных.

Одним из инструментов онлайн-социологии, позволяющим изучать и описывать различные группы интернет-пользователей, является сегментация – инструмент объединения пользователей в группы со схожими социально-демографическими характеристиками, психологическими чертами, взглядами на те или иные вопросы. Она обеспечивает проведение углублённого анализа их жизненных установок, а также позволяет определять доли изучаемых групп в общем количестве пользователей интернета.

Таким образом определяются те проблемы и боли, с которыми сталкиваются представители различных групп, в том числе и те, о которых они не пишут на страницах в социальных сетях. Сегментация позволяет изучать, какими платформами и источниками информации пользуются интернет-потребители, каким доверяют, откуда узнают о новостях и контент в какой форме в большей степени готовы потреблять.

Данные, получаемые в результате анализа, позволяют грамотно выстраивать информационные кампании с учетом особенностей различных сегментов интернет-пользователей, находить более индивидуальный подход к коммуникации с ними, что повышает их качество и эффективность.

Сегментация пользователей применяется в исследованиях широкого спектра тематик, и особенно актуальна сейчас – в период пандемии и проведения кампании по вакцинации. В рамках цикла исследований по теме коронавируса большая часть пользователей социальных сетей была сегментирована по группам со схожими восприятием ситуации с коронавирусом, схожими оценками предпринимаемых государством ограничительных мер и мер поддержки населения и бизнеса, а также установками в отношении вакцинации, готовности вакцинироваться и ревакцинироваться. Удалось выделить и описать, например, «сознательных» пользователей, которые соблюдают все необходимые меры профилактики заболевания, положительно относятся к вакцинации и лояльны предпринимаемым властями ограничительным мерам. Также выделена схожая с «сознательными», но в высокой степени обеспокоенная ситуацией группа «напуганных» пользователей и другие сегменты.

Представители каждого из сегментов имеют типичные для них социально-демографические характеристики и жизненные установки, а также способы потребления контента и его источники, информация о которых позволяет более точечно и эффективно информировать пользователей о важных решениях, касающихся пандемии, а также отслеживать результаты такого информирования.

За последние полгода «Диалогом» были опрошены десятки тысяч человек в рамках федеральных и региональных исследований.  Инструменты онлайн-социологии, которая является одним из результатов цифровизации, применяются и для исследования отношения интернет-пользователей и к самому процессу развития цифровых технологий – как в целом, так и в рамках отдельных сфер.

Исследования показывают, что люди положительно относятся к цифровизации в целом, безотносительно какой-либо из сфер. Причем в оценках конкретных цифровых решений пользователи, как правило, более позитивны, чем в оценке цифровизации как явления.

Процесс развития цифровых технологий в целом положительно оценивают около половины пользователей. При этом интернет-портал Госуслуг как один из продуктов цифровизации оценивают положительно в полтора раза чаще.

В оценках цифровизации медицины наблюдается обратная ситуация: цифровизация медицины как идея оценивается более позитивно, чем конкретные цифровые технологии, которые могут применяться при оказании медицинской помощи.

Отношение к цифровизация в сфере финансов и банковских услуг также имеет свои особенности и характеризуется в целом высокой вовлеченностью в использование цифровых банковских продуктов и предпочтением онлайн-платежей при оплате различных категорий товар и услуг.

При этом общей чертой в оценках пользователями процессов развития цифровых технологий, как в целом, так и в отдельных сферах, является обеспокоенность в отношении безопасности личных данных при использовании цифровых сервисов, а также запрос на повышение уровня цифровой грамотности.

Поделиться
Влад Максаков

Окончил факультет журналистики Кубанского государственного университета, учился в аспирантуре на кафедре электронных СМИ. Работал в журнале "Стадион" и газете "Вечерняя Москва". Занимал должности заместителя руководителя исполкома ЦАО Москвы партии "Единая Россия", а также заместителя руководителя отдела маркетинга компании Eurokappa. С марта 2019 года работает в ИА Общественная служба новостей.

Последние статьи

Экс-разведчик Риттер: ВСУ рискуют быть окруженными в нескольких ключевых городах

Бывший разведчик ВС США Скотт Риттер в интервью YouTube-каналу Danny Haiphong выразил мнение о возможной ловушке, в которой могут оказаться Вооруженные Силы Украины в нескольких укрепленных городах в ДНР. Он…

% дней назад

В РПЦ предложили сделать Страстную неделю выходной

Замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе оценил идею о том, что Страстная неделя должна быть выходными. Он признал, что такое решение должно приниматься на…

% дней назад

Рогов: над Работино подняли российский флаг

Бойцы ВС РФ водрузили флаг РФ над селом Работино на ореховском направлении запорожской линии фронта, заявляет сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов изданию «РИАН». . Недавно от…

% дней назад

В чем польза березового сока и как правильно его собирать

Березовый сок относится к пищевым лесным ресурсам. Предприятия по сбору березового сока сосредоточены в Ленинградской, Воронежской и Саратовской областях. В стране много любителей сока, которые ценят его за вкус, пользу…

% дней назад

В Варшаве прошел «Марш мира» против поставок вооружений на Украину

В центре Варшавы прошел антивоенный «Марш мира» против вовлечения Польши в боевые действия на Украине. Информацию об этом сообщает РИА Новости. Акция была организована партией «Безопасная Польша» и Польским антивоенным…

% дней назад

ФТС: Оформление посылок задерживается из-за проблем со счетами «Почты России»

Федеральная таможенная служба (ФТС) признала задержу с оформлением посылок, доставкой которых занимается «Почта России». По словам ведомства, это произошло из-за проблем со счетами организации. «Задержки [оформления посылок] связаны с недостатком денежных…

% дней назад