Мнения

Что можно сделать, чтобы не допустить появления новых «школьных стрелков»

Клим Жуков
Клим ЖУКОВ
Историк, писатель, публицист, военный реконструктор
28 мая 2021, 14:37
28 мая 2021, 14:37 — Общественная служба новостей — ОСН

После расстрела учеников школы №175 в Казани снова возникли разговоры о том, что нужно сделать, дабы предотвратить такие трагедии в будущем. И все меры, которые предлагаются чиновниками, выглядят «паллиативными»: ужесточение правил обращения оружия, усиление охраны в школах, контроль над компьютерными играми, мониторинг активности в соцсетях.

Всё это выглядело не слишком убедительно, пока 27 мая глава СК РФ Александр Бастрыкин не заявил публично: родители школьников не хотели платить за охрану, поэтому они и виноваты в том, что дело дошло до трагедии. Стало понятно: даже «паллиативные» меры лучше, чем прямое сваливание обязанности поддерживать безопасность на родителей.

На тему школьной безопасности своё мнение Общественной службе новостей высказал историк и писатель Клим Жуков.

Мировая практика

Жертва теракта в Лондоне, 2017
Жертва теракта в Лондоне, 2017 год. Фото: thesun.co.uk

«Во-первых, все меры, которые предлагаются – они все уже испробованы в передовых европейских и не только странах. И они не помогают вообще. То есть это не «меры», а изображение какой-то активности.

Это может, максимум, пресечь какие-то локальные случаи, а самого явления не устраняет и даже меньше не делает. Можно посмотреть на Японию, США, Канаду, Великобританию, Германию, Италию – везде одно и то же, они уже ввели все эти «меры».

Например, в Англии оружие просто не купить. То есть, его, конечно, приобрести можно, но это очень тяжёлый процесс. Там завести себе элементарную двустволку для охоты — это, прямо, нужно совершить что-то из разряда подвига. Однако и в школах стреляют, и происходят прочие разные безобразия подобного рода.

Если и мы пойдём по такому пути, это не приведёт, в принципе, вообще ни к чему. И это доказано всей мировой практикой уже за десятилетия».

Отечественный опыт

Военно-спортивная игра «Зарница». Фото: time56.ru

«Но кое-что можно сделать. Правда, я понимаю, что сегодняшняя власть нашей страны этого не только не будет делать, но и станет всячески таким мерам противодействовать.

Но и у правительства есть методы, позволяющие добиться, чтобы хотя бы молодёжь не была такая бедовая. И это тоже практика, проверенная десятилетиями: молодёжь должна быть постоянно занята.

Были у нас, в своё время, октябрятские, пионерские и комсомольские организации, в рамках которых существовали самые различные мероприятия. Молодёжь в них была постоянно задействована.

Все, кто старше 45+ лет отлично помнят, как у них происходило детство. Ты не успевал прийти со школы и сделать уроки, как уже нужно идти в Дом пионеров учиться играть на скрипке. А потом у тебя секция по футболу или что-нибудь ещё в этом роде. Летом у тебя пионерский лагерь (бесплатно или практически бесплатно) или какой-нибудь туристический клуб.

То есть тебе просто некогда, ты всё время чем-то занят. Это раз.

Во-вторых, ты под присмотром грамотных педагогов, которые этими кружками и секциями руководили, и (важно!) в состоянии воспитания в коллективе. За тобой не только наблюдает опытный педагог, ты ещё и на виду у товарищей. И если ты будешь себя вести не так, как принято, тебе перед ними будет элементарно стыдно.

И вот это «как принято» насаждалось на государственном уровне массово и системно.

Даже минимум не делается

Школьный стрелок
Школьный стрелок. Фото: кадр из х/ф «Класс» (реж. И. Рааг, 2007)

«Да, это далеко не панацея. Но сегодня даже этого не делается, потому что за любой кружок родители должны платить. А у них банально на это может не найтись денег.

Но вы будьте уверены: молодёжь всегда найдёт чем заняться сама. Учитывая, что государство не прививает молодёжи правильный модус поведения, тоже можно быть уверенным: кто-то другой привьёт молодёжи другой модус поведения. И вот тут мы все ахнем, когда узнаем, какая в 19 лет в голове у человека может плескаться зловонная жижа.

В этот момент её будет поздно оттуда вытравливать: в 19 лет это взрослый человек. А воспитывать человеков массово можно, только пока они помещаются поперёк лавки: с 4-5-6 лет. Потом – поздно.

Когда государство совершенно не занимается даже организацией досуга детей, когда он зависит только от дохода их родителей, тогда остаётся только развести руками».