Мнения
Четверикова: «Инклюзивный капитализм» – дорога в кастовое общество (часть первая)

Кандидат исторических наук, директор центра геополитики ИСПИ МосГУ
28 января 2021, 15:10
С импортным понятием «инклюзия» Россия познакомилась несколько лет назад. Сначала изменения были чисто технические: на улицах появилось больше удобных пологих заездов на тротуар. Хотя всё делалось под эгидой создания города удобного для инвалидов-колясочников, такие нововведения оценили многие: от мамочек с колясками, до пенсионеров с сумками-тележками.
Но потом «инклюзия» обернулась малопонятными реформами в образовании. Прикрываясь этим новомодным термином, начали закрываться специализированные школы для детей-инвалидов. А их воспитанников начали отправлять в школы обычные.
И вот в финале коронавирусного 2020 года пришло известие, что Ватикан принимает активное участие в проекте, получившем название «Инклюзивный капитализм». И тут же на память пришёл проект «Счастливое дитя», который разрабатывал и продвигал орден Иезуитов.
Поэтому Общественная служба новостей обратилась к историку, исследователю религиозных движений Ольге Четвериковй. Мы попросили объяснить: эти совпадения – случайность? Или за ними стоит какой-то единый план?
Беседа получилась долгой и обстоятельной. Представляем первую её часть.
Часть первая. Прекариат
Эти совпадения неслучайны, так как глобальные институты управления уже разработали проект так называемого «инклюзивного» капитализма, который в реальности означает создание двухразрядного общества, в котором верхушка будет жить по одним принципам и стандартам, а остальная часть человечества – совсем по другим.
Капитализм и бесполезные люди
Капитализм – это строй, при котором целью любой деятельности является получение прибыли за счёт эксплуатации наёмных работников. Как известно, стоимость товара при капитализме складывается из трёх составляющих: основной капитал, переменный капитал и масса прибавочной стоимости.
c + v + m = W
Основной капитал (c) – это средства производства, переменный капитал (v) – это стоимость рабочей силы, а прибавочная стоимость – это то, что капиталист присваивает в виде прибыли.
Соответственно, норма прибыли равна отношению прибавочной стоимости ко всему авансированному капиталу:
(c + v) поделённому на m.
Поэтому, чтобы получить больше прибыли, необходимо снижать издержки. Капитальные издержки уменьшать очень сложно, а вот расходы на рабочую силу – вещь подвижная, именно её и стремились уменьшить.
Система социального обеспечения как раз относится к переменному капиталу («v»). Начиная с середины прошлого века он постоянно рос, так как был взят курс на построение «капитализма массового потребления» или «государства всеобщего благоденствия».
Соответственно, норма прибыли начала падать, и было принято решение эту систему ломать. Процесс слома стартовал в конце 70-х гг. XX века, и сегодня он зашёл очень далеко.
Но задача состоит в том, чтобы свести «v» к минимуму, то есть максимально убрать людей из процесса производства товаров и услуг. Убрать не только рабочих, но врачей, учителей, чиновников и пр., заменив их роботами и цифровыми платформами.
Цифровые платформы отнимают работу
Цифровые платформы, которые стали новой бизнес-моделью, должны заменить вообще человеческое общение, человеческие связи, превратив людей в приложение к цифре.
Последствия этого хорошо описаны у Гая Стэндинга, автора концепции прекариата. В результате внедрения цифровых технологий в социальной структуре общества происходят глубокие изменения. И в первую очередь речь идёт о четком выделении двух социальных групп: узкого слоя высококвалифицированных работников и второго быстро растущего слоя, который будет в несколько раз больше и будет представлен низкоквалифицированными работниками и людьми без квалификации.
Сегодня модно составлять атласы «профессий будущего», куда включают, например, такие, как дизайнер виртуальных миров, обозреватель цифровой культуры, биохакер на фрилансе, куратор личностей (работа с архивами персональных оцифрованных мыслей), дизайнер человеческого тела и другие не менее замысловатые специальности.
А актуальная статистика между тем показывает, что стремительно увеличивается число людей, занятых в работах категории «принеси-подай», то есть тех самых курьеров и других профессий, для которых достаточно прийти на работу, получить униформу и заниматься примитивной деятельностью. Причём высокотехнологичный сектор требует большее число неквалифицированной рабочей силы, чем неинновационный сектор, и увеличивает места для бедных и необразованных людей.
Перкариат – опасность отложенная на будущее
Мы видим, что старые профессии, которые требовали какой-либо квалификации, упраздняются, зато растёт тот самый класс «прекариата».
Термин «прекариат» (произведённый от слов: «précaire», что значит по-французски «ненадёжный», и «proletariat») означает людей с наиболее низкими доходами, не имеющих никакой гарантии занятости, вынужденных постоянно менять место работы, работающими неполный рабочий день на сезонной работе или в теневом секторе.
Этот класс складывается из трёх категорий людей: одна вышла из пролетариата, но в силу происходящей деиндустриализации эти люди никогда не достигнут того, что имели их родители; другая – это мигранты, а третья состоит из образованной дипломированной молодёжи, которая не может найти достойную работу.
Объединяет этих людей чувство неуверенности, обусловленное неопределённостью их положения, ограниченным доступом к социальным выплатам, фактическим отсутствием социальной поддержки и каких-либо перспектив. Они лишаются не только своих социальных, но и гражданских и политических прав. Это ведёт к росту социального недовольства, к социальным волнениям и протестам.
Пандемия лишь усугубила ситуацию, приведя к ещё большему расслоению общества и росту разрыва между бедными и богатыми.
Соответственно, один из главных вопросов, совершенно открыто и цинично поставленных правящим классом, – это что делать и как управлять растущей массой нищающих и ненужных людей.


Формула нормы прибыли в тексте неверна.
Проверьте. Описание правильное. n=(m/c+v)*100%.