Мнения

Белорусы должны найти себя

Ольга Лазоркина,
доцент факультета международных отношений Белорусского госуниверситета, эксперт Координационного совета НКО России (Республика Беларусь)
7 июля 2020, 17:49
7 июля 2020, 17:49— ИА "Общественная служба новостей"

Предвыборная кампания в любой стране — это сложный и насыщенный период. Республика Беларусь не являет собой исключение. Однако каждая из кампаний имеет свои характерные особенности, которые так или иначе отличают ее от остальных. Сегодня как белорусские, так и зарубежные СМИ отмечают небывалую активность белорусских избирателей. Вместе с тем говорить о том, что белорусы вообще редко проявляют избирательную активность было бы не совсем верно. Вопросы, которые возникают в экспертной среде, связаны с поиском причин изменения поведения электората и особенностей кампании 2020 г.

Прямые причины изменения поведения электората

В целом причины любого процесса можно разделить на прямые и косвенные. Сложность в их классификации для Республики Беларусь заключается в отсутствии социологических опросов и исследований, которые могли бы дать  хотя бы приблизительные ответы на поставленные вопросы. В этой связи следует указанные причины оценивать с определенной долей условности. В качестве прямых причин, оказавших заметное влияние на избирательную кампанию можно назвать следующие:

произошла смена поколений. Средний возраст населения по данным статистики на 1 января 2019 г. составляет 40,5 лет. Причем в Минске эта цифра 38,8 лет. Это возраст зрелости при сохранении активности.

В категорию с 18—45 входит 3 637 266 чел.  От 46—60 лет — 1 877 846  чел. Таким образом, население в возрасте от 18 до 60 лет составляет 5 515 112 чел. Это самая активная целевая аудитория избирателей. Группа населения в возрасте от 60 до 85 и старше составляет 2 091 733 чел.

Белорусы, Белорусы должны найти себя
Фото: by.mir24.tv

сменилась возрастная категория политических и экономических элит. Их роль в предвыборной кампании несколько размыта, поэтому сложно делать какие-либо конкретные выводы. Вместе с тем, это не означает что данная группа участников отсутствует или не имеет собственных интересов.

изменилась природа социальной ткани в стране. Общественность испытывает колоссальное давление со стороны множества источников информации. Беларусь не закрытая страна. Утверждать наверное было бы преждевременно, однако сдвиги в сознании общественности настолько заметны, что игнорировать их просто невозможно. Этап накопления информации уже пройден, фаза осмысления и выбора действий (ответной реакции общественности) находится в начальной фазе. Возможно, что именно сегодня мы можем наблюдать рождение белоруса политического.

свободная игра политического соперничества в Беларуси минимизирована, однако присутствует автономное выражение мнения. В таких условиях ключевую роль должна играть идеология. К сожалению, она не выполняет свою функцию. И проблема даже не в том, что ее нет, а в том, чтобы донести и заставить прочувствовать электорат возраст которого в среднем 40  лет, нужны качественно иные инструменты и что более важное — риторика. Важен правильный выбор кода сообщения, чтобы он был интерпретирован правильно, а не искаженно. Набор кодов сообщений со стороны власти и набор ожиданий  со стороны общественности пока не совпадают.

Результатом указанных выше прямых причин является нарушение устойчивости электорального рынка, что мы сегодня и наблюдаем.

Косвенные причины изменения поведения электората

Косвенные причины не менее важны, так как зачастую в их недрах рождаются триггеры перемен. В первую очередь, конечно, необходимо назвать пандемию COVID-19.

Естественной реакцией людей на то, что витает в воздухе, абсолютно незаметно и вызывает смерть является страх. Он заложил кирпичик в здание дисциплинированности и совместных действий, которые оказались такими востребованными в ходе предвыборной кампании.

Сегодня очень много говорят о моделях борьбы с пандемией. Их уже поделили на правильные и неправильные. Однако в настоящее время делать какие-либо окончательные выводы было бы преждевременным. Обсуждение модели уводит нас всех от главного. Борьба с пандемией (и вообще любой кризисной ситуацией) — это дело рук самих людей, никакая власть не в состоянии разрешить такого рода проблемы. Это дисциплина и ответственность общая, для всех. С этим придется смириться.

Республика Беларусь находится между двумя гигантами — Российской Федерацией и Европейским союзом. Может ли ее политика выстраиваться вне влияния этих двух акторов? Это вопрос чисто риторический. В этой связи появление информации о наличии внешних факторов в избирательной кампании вполне естественно. Отсутствие социологических опросов не позволяет оперировать точными данными об отношении белорусов к позициям внешних игроков. Вместе с тем, даже приблизительный анализ тем, которые волнуют белорусов (реакция на те или иные новости в СМИ, выраженная в количестве комментариев) позволяет говорить (не утверждать) о том, что белорусы не слишком обеспокоены внешней угрозой. У них есть дела поважнее — внутренние. Трагическая история белорусского государства повлияла на то, что у белорусов сформировался ген антинасилия. Они сами к нему не склонны и поэтому не стремятся преувеличивать опасность, исходящую от соседей. В этой связи, попытки называть возможные действия белорусов «майданом»  не отражают действительность и противоречат их внутренней природе.

Таким образом, избирательная кампания в Беларуси должна рассматриваться комплексно. Чем больше факторов мы включим в анализ, тем правильнее будет ответ. Процесс становления должен пройти все стадии без внешнего вмешательства. Белорусы должны найти себя. Пускай и с опозданием.








Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments