Юрист Соловьев: Мигранты-таксисты сбиваются в опасные группы

29 июля 2025, 19:24
Фото: Общественная служба новостей
29 июля 2025, 19:24 — Общественная служба новостей — ОСН

Сегодня в ряде регионов России иностранные граждане с трудовым патентом не могут работать в такси — такие запреты действуют в Ленинградской, Омской и Челябинской областях, на Камчатке и в некоторых других субъектах РФ.

Совсем недавно к ним присоединился Санкт-Петербург — 28 июля губернатор города Александр Беглов подписал соответствующее распоряжение. Ограничения по работе в сфере такси для мигрантов в северной столице начнут действовать уже на следующей неделе и продлятся до конца 2025 года, после чего власти оценят их «социально-экономическое влияние на жизнь города» и примут решение о необходимости продления. Как указано на сайте городской администрации, данное решение направлено на «повышение качества и безопасности услуг в сфере такси и создание дополнительных возможностей для трудоустройства граждан Российской Федерации».

Как отмечает заслуженный юрист РФ Иван Соловьев, подобные меры абсолютно оправданны с точки зрения урегулирования криминогенной ситуации в регионах. По его словам, мигранты-таксисты часто организуются в группы по национальному признаку, могут «слетаться толпой» на конфликты и даже перевозить запрещенные вещества. При этом к самой работе многие из них относятся потребительски. Об этом, а также о том, почему не стоит опасаться, что запрет на работу в такси для иностранцев приведет к росту цен, эксперт рассказал Общественной службе новостей.

Соловьев указал, что сфера такси на сегодня является одной из наиболее привлекательных для людей, которые приезжают в Россию на заработки. Имея только водительское удостоверение — а оно могло быть оформлено за взятку, — и минимальные навыки вождения, иностранец может получить возможность работать в пассажироперевозках и зарабатывать суммы в несколько раз большие, чем если бы он таскал тяжести разнорабочим на стройке, говорит он.

Сегодня для этого даже не нужно хорошо ориентироваться в городе — за все отвечает навигатор в смартфоне. А машину можно арендовать — да еще и с возможностью свободно перемещаться на ней в нерабочее время и впоследствии выкупить у таксопарка, добавил собеседник издания.

«Поэтому у нас появились целые сообщества приезжих таксистов, объединенные по профессиональному и национальному признаку. И у них очень высокая организация. Если что-то происходит, тут же слетается целая толпа этих людей — если какое-то ДТП, приезжает машин 15-20. А если конфликт, доходит до того, что они едут на этих машинах в отдел полиции отбивать своих, якобы не виноватых, — говорит юрист. — И постепенно эти люди из категории обслуживания стали превращаться в самостоятельную силу, которая начала наглеть на дорогах. Я в последнее время замечаю: они абсолютно нагло ездят, огрызаются, отчасти даже демонстрируют агрессивную езду. Все это за счет того, что они не встречают отпора. Их много, они объединены, они понимают, что где-то кто-то когда-то перед ними спасовал, знают все пути, выходы, где и как объехать камеры и так далее».

При этом, считает Соловьев, часто мигранты-таксисты демонстрируют «абсолютно потребительское отношение к автомобилю и к бизнесу» — приезжают заработать денег, не заботясь ни о безопасности вождения, ни о качестве предоставляемых пассажирам услуг.

«Сколько из этих людей сочувствуют радикальному исламизму или подвержены украинской пропаганде, мы не знаем»

«То есть в городе есть некая сила, которая может, например, если что-то случится, перекрыть движение, которая может достаточно быстро собраться в каком-то месте, которая может перевезти все что угодно, начиная от наркотиков и заканчивая оружием. Причем это становится закрытым сообществом, куда входа нет. Конкурентов вытесняют: могут и колесо проколоть, и машину повредить, и где-то в темной подворотне отметелить. Для них это не вопрос профессиональной гордости, это вопрос тупого зарабатывания денег. А сколько из этих людей сочувствуют радикальному исламизму или подвержены украинской пропаганде, мы не знаем, но то, что такие среди них есть — это не вызывает никакого сомнения, — подчеркнул эксперт. — Есть очень хорошее и правильное слово в криминологии: “разобщение”. Преступные группы разобщают — это одна из задач правоохранительных органов и государства. И здесь, мне кажется, запреты для мигрантов работать в такси как раз должны разобщить эти мини-организации».

Юрист выразил уверенность, что региональные власти вводят ограничения для иностранцев, исходя из реальной ситуации и после консультаций с правоохранительными органами, и назвал их действия правильными. Если бы занятость мигрантов в сфере такси не вызывала никаких вопросов, вряд ли бы кто-то стал ее запрещать, отметил он. Однако это происходит — и таким образом местные власти урегулируют свою криминогенную, а также экономическую и политическую ситуации.

Кроме того, запрет для мигрантов на работу в такси — это еще и здоровый протекционизм, добавил Соловьев. Он подчеркнул, что рабочие места в любой сфере прежде всего должны быть заняты российскими гражданами и только в случае их нехватки можно привлекать дополнительные трудовые ресурсы из других стран. Так что опасаться экономических последствий от принятия таких мер не следует — выбывших с рынка такси мигрантов заместят россияне, уверен он.

«Я пока не слышал, чтобы в каком-то регионе, который бы принял такой запрет, вдруг перестало работать такси или случился дикий дефицит водителей. Я часто бываю в разных регионах, в том числе в тех, где мигрантам запрещено работать в такси. Там все замечательно прошло: в достаточно короткие сроки произошло замещение российскими гражданами, которые приходят и работают. К тому же у нас будут ребята возвращаться со специальной военной операции. А такси — хорошая, высокооплачиваемая работа, к тому же интересная: это и дорога, и общение, и большая ответственность. Пускай работают и радуют нас на таких местах», — резюмировал собеседник издания.

Читайте также:

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.