test

Общество

«Яндекс.Такси»: удобство пассажиров и сплошные проблемы для водителей – Расследование ОСН

26 октября 2021, 12:56
26 октября 2021, 12:56 — Общественная служба новостей — ОСН

Наверное, каждый человек хоть раз в жизни в силу тех или иных обстоятельств пользовался услугами такси. Поэтому большинство из нас задавалось вопросом: как такси вызвать? Какая цена будет по окончании поездки?

Раньше, еще в СССР, в автомашинах такси, принадлежащих таксопаркам, были установлены механические таксометры. Водитель запускал прибор в момент, когда клиент садился в машину, и цена отсчитывалась прямо перед глазами пассажира. Она не менялась в зависимости от времени суток и загруженности дорог, в результате пассажир платил за расстояние поездки.

В наше время глобальной урбанизации, компьютеризации и глобализации всех жизненных процессов в обществе таксомоторная деятельность также претерпела изменения.

Мы будем жить теперь по-новому

Попробуем разобраться в деятельности сервиса платных перевозок на примере «Яндекс.Такси».

Согласно рейтингу, размещённому на сайте «rating_price» эта служба является безусловным лидером отрасли в Москве: в 4 из 6 номинаций она заняла первое место (обслуживание, пунктуальность, тарифы, безопасность). А по комфорту и качеству автопарка оказалась на втором месте.

Структура

На данный момент организация «Яндекс. Такси» проходится в процессе реорганизации. Тем не менее, на данный момент её реквизиты такие:

Зарегистрирована 21 декабря 2015 года с уставным капиталом 100 000 рублей по адресу город Москва, первый проезд Красногвардейский, д. 21 строение 1, помещение 36. При регистрации получила ИНН 7704340310.

Генеральным директором является Дергачев Григорий Валериевич.

Связи предприятия достаточно обширны и мы, воспользовавшись одним из сторонних сервисов, предоставляем их Вам.

Сведения об отчетности можно увидеть на сервисе ФНС

Учредителем компании являются два предприятия:

  1. Частная Компания с Ограниченной Ответственностью «Яндекс.Такси Б.В.»
    (зарегистрирована в Нидерландах по адресу Бульвар Схипхол 2911118BH аэропорт Амстердама Схипхол, Регистрационный номер 64591069).
  2. Частная Компания с Ограниченной Ответственностью Яндекс.Такси Холдинга Б.В.
    (зарегистрированная в Нидерландах по адресу Бульвар Схипхол 2911118BH аэропорт Амстердама Схипхол, регистрационный номер 67977464».

В свою очередь Яндекс.Такси Б.В. является учредителем

  • ООО «Яндекс.Доставка»
  • ООО «Яндекс.Такси Технологии»
  • ООО «Яндекс.Еда»
  • самого ООО «Яндекс.Такси»

«Яндекс Такси» тоже имеет ветвистую структуру, являясь учредителем:

  • ООО «Яндекс.Такси Технологии»
  • ООО «Телесистемы»
  • ООО «Яндекс.Микромобильность»
  • ООО «Яндекс.Еда»
  • ООО «Яндекс.Лавка»
  • ООО «Партия Еды»
  • ООО «Оптеум»
  • ООО «Лаборатория Автопарков»

Работа

Просмотрев все имеющиеся ресурсы, мы установили, что «Яндекс Такси» является агрегатором: компания осуществляет прием и передачу заказов при помощи мобильных приложений для водителей и пассажиров.

Таким образом, «Яндекс.Такси» не является перевозчиком, это лишь посредник, который позволяет водителям и пассажирам найти друг друга. И за это служба берёт комиссию в виде 23% с каждого заказа.

Подробнее о работе в такси можно узнать тут.

У «Яндекс.Такси» нет своего парка машин, но фирма взаимодействует с большим количеством таксопарков и ИП, у которых есть лицензия. И уже они, в свою очередь, нанимают водителей и следят за соблюдением требований. Например, необходимо, чтобы у водителя был страж работы в сфере пассажирских перевозок не менее 3 лет или, как минимум, 5 лет общего водительского стажа.

Водители

Взяв интервью у одного из таксистов, мы узнали, что в «Яндекс.Такси» имеются множество недостатков именно для водителей.

Например, дальняя подача: иной раз за пассажиром приходится ехать дальше, чем затем выходит сама поездка. Или дальняя поездка, когда приходится ехать в дачный посёлок в дальнем Подмосковье. В этом случае крайне редко удаётся найти пассажира на обратную дорогу. В результате чего будет холостой пробег.

Водителю не показывают, куда пассажира придётся везти. Возможность увидеть точку назначения открывают только тем водителям, у которых есть «платиновый» статус. Чтобы получить его нужно заработать на перевозках 10 000 баллов. А для этого необходимо осуществить примерно 333 поездки в месяц (30 баллов 1 поездка / 10 000)

Что составляет примерно 11 поездок в день если их осуществлять ежедневно. Выполнить такое количество поездок в день человеку, для которого работа в такси является только подработкой, весьма непросто.

За отказ от поездки у водителя снимается «активность», которая формируется из оценки пассажиров и других оценок. Активность, баллы и коэффициенты влияют на раздачу заказов.

Влияет на заказы и «брендированость» автомашины. То есть оклейка автотранспорта символикой «Яндекс.Такси» за которую организация не платит, лишь дает внутренние бонусы. Если автомашина личная, то оклейка становится проблемой, ведь если водитель прекратит работу ее необходимо будет удалять.

Тарифы

Не совсем понятная система тарифов так. Например, в одно и тоже время следуя по одному и тому же маршруту стоимость проезда может существенно отличатся.

Организация «играет» заказами. Так, например, вместо поездки на такси класса «эконом» при отсутствии машин такого класса может быть назначена автомобиль класса «комфорт» по цене «эконом» класса.

Естественно, это влияет на заработок водителя: автомашины, в основном, берутся в аренду. А стоимость аренду для класса «эконом» составляет 1 500 рублей, «комфорт» 2 000 рублей, «комфорт +» 2 500 рублей (цифры средние по Москве в сутки).

Служба поддержки

Для водителей большой проблемой является и служба поддержки, предоставляемая сервисом «Яндекс.Такси». По сути, она совсем для них не работает: им обычно отвечают не живые люди, а специальные программы.

К этой же проблеме можно отнести то, что сервис рассчитан на пассажиров. При их жалобе реакция следует незамедлительно в виде снижения коэффициента, снятия баллов и так далее. Даже если жалоба надумана и сделана специально. Агрегатор премирует такого пассажира бесплатной поездкой или серьезной скидкой, при этом какую-либо проверку никто не проводит.

Полный комплекс проблем «Яндекс Такси» имеется в официальной группе для водителей-партнёров в социальной сети «Вконтакте». Ответы агрегатора там порой бывают достаточно забавными.

Основной проблемой водителей такси является большая комиссия, которую сервис снимает с каждого заказа. Ведь водителю приходится платить еще и за аренду автомашины, топливо, амортизационные издержки для тех, кто использует личный автомобиль, ремонт, страховка и другие выплаты.

Монополисты и протесты

«Яндекс Такси» стал практически монополистом в данной сфере деятельности. Сервис в 2017 году поглотил российское подразделение американского агрегатора «Uber», а в 2021 году купил часть компании «Везёт».

В октябре 2021 года в некоторых городах произошли акции протеста водителей «Яндекс Такси». Публикаций об этом было немало

Подробно проблемные вопросы в жизни таксистов освещает видеоблог «Столица мира».

Итог

В настоящее время, когда каждый человек пытается заработать деньги на семью. Но при этом, если обстоятельства сложатся плохо, таксист регулярно этого сделать не сможет.

Таким крупным организациям, как «Яндекс.Такси» стоит озаботится хотя бы тем, чтобы соблюсти какие-либо социальные выплаты. Например, родителям-одиночкам, многодетным семьям и другим малообеспеченным слоям населения, которые формируют капитал «Яндекс Такси» помощь совсем бы не помешала.

Для этого не смотря на общее повышение цен, хорошо бы, повысить тариф или снизить процентную ставку на заказ.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!