Общество

Цена ребенка стала выше: Ворожцов о роли образования и современной концепции педагогики

4 июня 2021, 14:33
Фото: ria.ru
4 июня 2021, 14:33 — Общественная служба новостей — ОСН

О влиянии образования на будущее государства, о том, почему не уважают учителей в эфире телевидения Общественной службы новостей рассказал доктор философских наук, генерал-майор внутренней службы Владимир Ворожцов.

– Образование – один из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности страны. В прежнем законе о безопасности было четко записано, что безопасность – это состояние защищенности личности общества и государства от внутренних и внешних угроз. По большому счету, состояние образования, как и состояние здравоохранения, в последнее время превращается в угрозу безопасности Российской Федерации. Это явление имеет под собой достаточно серьезные и объективные основания. Во-первых, столетиями авторитет и опыт старшего поколения был абсолютен и непререкаем. А авторитет учителя во всех традициях был четким авторитетом наставника. Таким путем общество закладывало в подрастающее поколение определенные принципы, которые обучали и воспитывали, приучали к дисциплине и ответственности. На рубеже 20 века роль и значение опыта старшего человека стали уменьшаться. Социальная и экономическая роль ребенка начала расти.

Сократилась рождаемость, поэтому цена ребенка стала больше.

Уменьшение роли старшего поколения в научном, политическом, практическом опыте оказалось связано с уменьшением роли в социальном опыте. Так стала уменьшаться и роль учителя, которая умножилась на ту самую многострадальческую концепцию юридического подхода либеральной педагогики, которую заложил Спок.

Почему любой конфликт между учителем и учеником превращается в гражданскую казнь учителя?

– Иногда даже в уголовную казнь. Однажды я столкнулся ситуацией, которая требовала решения. В школе оказался ученик, который по своему психическому поведению представлял огромную угрозу для учеников и учителей. Он брал ручку и тыкал в глаза своим одноклассникам и учителям. Мать считает, что ее ребенок прекрасный, во всем виноваты учителя. По многочисленным просьбам пострадавших, приняв решение, директор школы заговорила об отчислении этого ребенка. Родители отправились в прокуратуру. Прокурор позвонил директору школы и потребовал, чтобы в соответствии с законодательством России немедленно вернули ребенка обратно. Я посоветовал написать прокурору письмо и попросить его поручиться за безопасность детей.

Откуда берутся концепции педагогики?

– Кто может нам объяснить, что основными разработчиками нормативных документов, концепций является Высшая школа экономики. Они и закладывают идеологию. Все нововведения связаны с особой юридической системой для детей и подростков. У нас министр образования – блестящий профессионал по умею считать деньги.

Почему не уважают учителей?

– Учитель являлся малооплачиваемой частью общества. В ряде социумов сложилась ситуация, когда ребенок внутренне презирает учителя. У учителя не тот телефон, не те туфли, не тот парфюм, в школу он идет пешком или едет на троллейбусе.