Общество

The Conversation: глубокое чтение помогает справиться со стрессом

21 января 2026, 01:08 — Общественная служба новостей — ОСН

Постоянное пролистывание новостей и социальных сетей снижает способность людей к вдумчивому чтению и делает их более восприимчивыми к дезинформации. Об этом сообщает портал The Conversation со ссылкой на исследования в области когнитивной науки и грамотности.

Учёные отмечают, что современные цифровые платформы поощряют поверхностное потребление информации. Алгоритмы формируют контент-ленту, многократно повторяя знакомые пользователю идеи, что усиливает эффект так называемой «иллюзорной правды» — склонности верить информации просто из-за частоты её появления. В таких условиях человек меньше анализирует прочитанное и реже проверяет его достоверность.

Исследователи противопоставляют этому «думскроллингу» практику глубокого чтения, которая требует внимания, эмоционального вовлечения и умения сопоставлять факты, делать выводы и замечать противоречия. Такой тип работы с текстом активирует более сложные когнитивные процессы и, согласно данным, может снижать подверженность ложной информации. Хотя глубокое чтение требует больше умственных усилий, оно связывается с долгосрочными психологическими преимуществами, такими как снижение тревожности, в отличие от чрезмерного использования смартфонов, которое ассоциируется с ростом чувства одиночества и беспокойства.

Специалисты подчёркивают, что речь не идёт о полном отказе от социальных сетей, а об осознанном выборе режима потребления информации. Даже небольшая пауза перед тем, как поверить или поделиться новостью, снижает риски. Регулярная практика вдумчивого чтения художественной, научно-популярной или аналитической литературы рассматривается как эффективный способ противостоять дезинформации и поддерживать психическое благополучие в условиях информационного шума.

Ранее эксперт Владислава Сакина сообщила, что для хороших праздников необходимо ограничить просмотр социальных сетей. Подробнее об этом читайте в материале Общественной службы новостей.

Поделиться
Эдуард Шефер

Молодой, но опытный журналист с 6-летним стажем. Окончил РГГУ в 2023 году по специальности «Телевизионная журналистика». Работал в таких крупных медиа, как «Известия», «Первый канал» и телеканал «ОТР».

Последние статьи

Агрессивная онкология с метастазами: Раскрыта вероятность выживания Байдена

Возрастные изменения организма являются основной причиной рака простаты, подобного тому, с которым столкнулся бывший президент США Джо Байден. Онколог Евгений Черемушкин в эксклюзивном интервью aif.ru пояснил, что полное выздоровление в…

% дней назад

Скибицкий: ВС РФ не возьмут паузу в ударах по Украине

Заместитель начальника Главного управления разведки Украины Вадим Скибицкий заявил, что российские вооруженные силы не намерены приостанавливать ракетные удары по территории Украины. Интенсивность атак сохранится на нынешнем уровне, сообщил он в…

% дней назад

Седокова сообщила, что пес Яниса Тиммы кусал ее сына

Певица Анна Седокова сообщила, что собака ее бывшего мужа Яниса Тиммы укусила ее сына в лицо. Исполнительница впервые после смерти Яниса Тиммы поделилась судьбами двух собак, которые были в их…

% дней назад

Галузин: РФ ценит усилия Казахстана по урегулированию конфликта

МИД РФ высоко оценил посреднические устремления Казахстана в контексте украинского кризиса. Официальный представитель ведомства Михаил Галузин в беседе с ТАСС подтвердил, что Астана неоднократно выступала с инициативой предоставить собственную территорию…

% дней назад

Три случая нападения медведей на домашних животных произошли в Иркутской области

В Иркутской области за выходные зафиксировали три случая выхода диких медведей к людям. Хищники напали на домашних животных, в том числе загрызли корову и телят, а также утащили в лес…

% дней назад

Православные верующие отметят праздник святого мученика Каллиника Киликийского 11 августа 2026 года

11 августа Православные верующие чествуют Каллиника Киликийского. По преданию, Каллиник покровительствует всем путешественникам, морякам, сиротам и заключенным. Этот праздник считается очень важным в Православии. По народному календарю — Калинник, Калинин…

% дней назад