test

Общество

«Стал легендой при жизни» – в память о главном конструкторе Ту-154 Александре Шенгардте

4 сентября 2020, 19:26
4 сентября 2020, 19:26 — Общественная служба новостей — ОСН

Сегодня, 4 сентября, не стало легендарного конструктора бюро Туполева Александра Шенгардта.  Один из самых авторитетных специалистов и руководителей в отечественном авиастроении принимал участие в создании самолетов Ту-16, Ту-95, Ту-134, Ту-154, Ту-155. Общественная служба новостей вспоминает самые важные вехи долгой жизни легендарного конструктора.

Школа Туполева

В 1948 году Александр Шенгардт с отличием закончил Московский авиационный технологический институт и был принят на работу в ОКБ А.Н. Туполева. С того момента место работы не менял, более 70 лет конструируя самолеты марки Ту.

«Как мы тогда трудились! Конечно же, не только сознание руководило нашим энтузиазмом. Государство щедро оплачивало нашу работу: 10-12 часов в день были ежедневной нормой и лишь в воскресенье – 8 часов (в то время суббота была обычным рабочим днем)», – делился он воспоминаниями в своей статье для Содружества авиационных экспертов.

Ни одна из передовых разработок конструкторского бюро не обходилась без его участия. Шенгардт прошел школу легендарного Андрея Николаевича Туполева и вошел в число самых авторитетных конструкторов современности. Александр Сергеевич участвовал в создании самолетов, ставших ключевыми для всего отечественного авиастроения: гражданских лайнеров Ту-104, Ту-114, Ту-124, боевых стратегических авиакомплексов Ту-16, Ту-95, Ту-22.

Фото: Пресс-служба ПАО «Туполев»

Как отмечал сам конструктор, в начале 60-х в авиационных кругах возникала идея о необходимости создания самолета средней дальности, который вобрал бы в себя достоинства Ту-104, Ил-18 и Ан-10: скорость, экономичность, взлетно-посадочные характеристики. «У нас, в мозговом центре общих видов у С.М. Егера, велись скрупулезные параметрические исследования над созданием такого самолета», – рассказывал Шенгардт.

Ту-154

Исследования привели к созданию Ту-154 – первого отечественного пассажирского лайнера, обеспеченного технической документацией международного класса. Сам конструктор отмечал, что этот самолет наравне с Ту-134 долгое время был основным перевозчиком в стране.

Фото: tass.ru

«Что еще важно – они оба, особенно Ту-154, фактически стали у нас в стране пионерами освоения безремонтной эксплуатации авиационной техники. Эта работа – освоение безремонтной эксплуатации  – трудное, в процессе освоения малозаметное дело. Но зато результат!», – отмечал он.

35 лет Шенгардт занимал пост главного конструктора легендарного самолета. Под его руководством на базе самолета Ту-154 был создан грузовой вариант Ту-154С и ставший самым массовым самолетом гражданской авиации страны – вариант Ту-154Б.

Фото: Пресс-служба ПАО «Туполев»

С января 2012 года по 2020 год Шенгардт занимал пост советника генерального директора ПАО “Туполев”. «Шенгардт доверял членам команды решение самых сложных технических задач, и поэтому у нас была творческая атмосфера, нацеленная на результат», – написал заместитель генерального директора ПАО «Туполев» Валерий Солозобов. Прощание с Александром Сергеевичем состоится во вторник, 8 сентября.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!