test

Общество

«Специалист – кувшин, бакалавр – тарелка»: В Госдуме рассказали о неосуществившихся плюсах Болонской системы

26 мая 2022, 13:12
26 мая 2022, 13:12 — Общественная служба новостей — ОСН

Министр образования и науки Валерий Фальков заявил о планах ухода России от Болонской двухуровневой системы высшего образования, предполагающей бакалавриат и магистратуру. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин уверен, что Россия практически не получила плюсов от Болонской системы образования. Об этом он рассказал Общественной службе новостей.

«Мы почти не получили плюсов от Болонской системы. Какие от нее плюсы могли бы быть? Болонская декларация провозглашает образование общественным благом, а не услугой. В России в последнее время насаждалась концепция образовательных услуг, которая неверна фактически. Сверх того, она ставит педагогов школ и высших школ в унизительное положение «обслуживающего персонала». Второй возможный плюс Болонской системы – расширение автономии вузов. Все последние годы в России автономия вузов свертывалась. Третий возможный плюс – это гибкость программ. В какое-то степени, мы этим плюсом воспользовались, но гибкость программ оказалась медалью с двумя сторонами. С одной стороны, хорошо, когда человек получает бакалавра по юриспруденции, а потом в магистратуре специализируется юристом по уголовному, гражданскому финансовому или другому праву. С другой стороны, безобразно, когда человек с неведомо каким образованием потом в магистратуре учится два года и получает возможность в школе работать дефектологом, преподавать детям с нарушениями здоровья, при этом в психологии и их состоянии он ничего не понимает.

Что касается ситуации, связанной с расширением возможности участия наших выпускников в работе за рубежом, то ради этого и принималась Болонская система. Все-таки эта возможность определяется соглашениями, которые Россия заключает с другими государствами, а с Болонской системой это связано напрямую».

Смолин подчеркнул, что значительная часть выпускников российских вузов уезжает работать за рубеж. Он уверен, что ЕГЭ и Болонская система этому способствуют.

«Моя задача, как депутата, думать о тех, кто остается здесь, а не о тех, кто уезжает. Самое главное, что бакалавриат, по сравнению с традиционным образованием специалиста, значительно снижает качество образования. За 4 года бакалавр получает на 40% меньше специальных занятий, потому что учится на год меньше. Бакалаврская программа более широкая, но при этом более мелкая, чем программа специалиста. Специалист, как кувшин, глубокий и высокий, а бакалавр, как тарелка, широкая и мелкая.

Я наблюдаю с тревогой на высказывания моих коллег, ученых и промышленников о том, что, когда уйдет старшее поколение конструкторов, у нас будут большие проблемы с их заменой. Я слышу заявления моих коллег из Сибири о том, что сейчас бакалавр имеет примерно такое же образование, как выпускник хорошей советской школы. На мой взгляд, входили в Болонский процесс без ума, в принудительном порядке, это было неправильно. Надо было сохранить добровольность участия в Болонском процессе. Сейчас надо не выпрыгивать из него, а вернуть возможность участия в нем на добровольной основе. Я уверен, что при этом основной программой подготовки снова станет специалитет или другая многоступенчатая система», – подчеркнул Смолин.

Напомним, Болонская система – это реализация положений декларации «Зона европейского высшего образования», подписанной министрами образования 29 европейских стран в 1999 г. Сейчас стран, которые участвуют в Болонском процессе, 49, включая Россию. Задачей подписанного соглашения была попытка создать единые унифицированные стандарты обучения в университетах разных государств. Система включает бакалавриат и магистратуру.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!