Общество

Семьяведение: Нужно ли школьникам отличать влюбленность от любви

16 апреля 2021, 19:13
Фото: twitter.com
16 апреля 2021, 19:13 — Общественная служба новостей — ОСН

В российские учебники обществознания включили курс семьеведения. Как отличить любовь от влюбленности и будет ли новый предмет полезен детям, в эфире телевидения Общественной службы новостей рассказала директор федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Наталья Агре.

— Накануне я задумывалась, какой у меня был любимый предмет в школе и поняла, что не могу выделить какой-то из них особенно. Любимые учителя были, а вот предметов не было. А у вас был любимый предмет?

— Наверное, любимые предметы менялись от возраста к возрасту, но во многом это зависело как раз от учителя — значимого человека, который мог заинтересовать. И если сменялся учитель, то любимые предметы нередко уходили на второй план. В данном случае личность педагога играет ведущую роль.

— Если мы говорим о предметах, которые сейчас актуальны, то есть статистика ВЦИОМа, правда только за 2019 год. Математика — 72%, русский язык — 64% и дальше идут история, литература и физика. Некоторые считают, что бесполезных школьных предметов и нет.

— Наше образование на протяжении десятков лет признано одним из лучших и каждый из предметов имеет системную фундаментальность, так что уровень подготовки достаточно серьезный и разносторонность преподавания отличает нас от западных коллег, где выбираются несколько ключевых предметов и этого разностороннего воспитания не происходит.

— Вот вы говорите про разносторонность, но нередко после девятого класса идет разделение — кто-то усиленно изучает математику, кто-то язык, кто-то химию или экономику. Родители начинают планировать поступление в институт и это разделение есть.

— Некоторая направленность действительно есть, но это не значит, что из программы уходят важнейшие предметы. Изучается и язык, и история, и математика.

— Количество предметов, которые есть сейчас в наших школах — оно полноценное? Или что-то нужно добавить?

— На сегодняшний день да, я считаю этот подход разумным, потому что те темы, которые еще предлагались для внедрения в школьную программу, либо интегрированы в другие предметы или в систему доп образования.

— Тут нельзя не заговорить о семьяведении. Хотела бы вас попросить прокомментировать слова Татьяны Голиковой, что 30% учащихся не справляются даже с имеющимся объемом знаний.

— Учащиеся не справляются по разным причинам. Это зависит и от способности учителя, и от программы, и от психологического комфорта ученика. Сильно выросла занятость родителей и если раньше активно помогали бабушки и дедушки, то сейчас они работают, живут отдельно и это тоже влияет.

— Вернемся к семьяведению. В учебники обществознания включили курс семьяведения. Как вы оцениваете эту идею?

— Для меня эта тема важна не только как для родителя, но и для человека, который возглавляет Институт изучения детства, семьи  воспитания. На сегодняшний день перед нами стоят большие демографические задачи и опросы показывают, что у школьников формируется несколько превратное понимание о том, что же такое семья. Это происходит по многим причинам. На это влияют телевидение, ток шоу в том числе. И теперь у Министерства образования очень сложная задача — в рамках предмета зародить в детях желание и понимание, что такое семья. Что такое уважение к старшим, что такое ответственность за содержание семьи, что такое дети.