Популярное

Раскрыта схема мошенничества с картами «Тройка» – расследование ОСН

25 июня 2021, 16:31
Карта «Тройка»
Карта «Тройка». Фото: akket.com
25 июня 2021, 16:31 — Общественная служба новостей — ОСН

Мошенники всегда ищут пути, как получить прибыль или хотя бы преимущество за счёт других. Одни из древнейших способов, который они применяют: прикинуться обездоленным. Современные технические возможности подарили им новые инструменты. Об этом очередное расследование Общественной службы новостей.

Общественный транспорт в наши дни и, в частности, электрички, стали неотъемлемой частью жизни жителей России. Известно, что в Москве, приблизительно, работают до 50% жителей ближнего Подмосковья и до 30% – дальнего, а это более 1,5 млн жителей области.

Для сравнения: полтора миллиона – это целый Екатеринбург (с детьми и пенсионерами). Так что в столицу ежедневно приезжает на целый город. И не менее половины из них прибывают в Москву по железной дороге. Чаще всего, как выяснили аналитики, таким транспортом пользуются те, кто едет на работу.

Быстро и недорого

Согласно данным из доклада Института проблем и естественных монополий, наиболее распространенным видом транспорта для поездок между Москвой и Московской областью являются электрички.

Основное достоинство такого вида транспорта для поездок между Москвой и областью, согласно опросу РБК, – это время в пути. На это указали 78% жителей Подмосковья, участвовавших в исследовании. Цена оказалась не настолько важным параметром: меньше половины опрошенных указали в качестве преимущества низкую цену.

Кстати, цена на проезд в пригородной электричке, действительно, сравнительно не высока. Несмотря на это, сфера транспортных услуг также не избежала появления граждан, преступающих закон. Некоторые граждане пытаются сэкономить на проезде в пригородных электричках не понимая, что становятся соучастниками противоправных действий.

Техническая сторона вопроса

Разберем ситуацию на примере Горьковского направления Московской Железной Дороги, где появилось подозрительное предложение для желающих воспользоваться услугами АО «Центральная ППК» со «скидкой».

Группа лиц, которая ранее привлекалась к уголовной ответственности, организовала реализацию карт «Тройка», на которые дублированы данные социальных карт, дающих право бесплатного проезда в пригородных электропоездах.

Делают они это с помощью нелегальной хакерской программы, позволяющей многократно переносить карты «Тройка» информацию с социальных карт. Для этого используются данные граждан, которые имеют право на льготный проезд. К данной категории граждан относятся инвалиды, многодетные семьи и участники боевых действий, в том числе Великой Отечественной войны.

Мошенники работают на достаточно высоком технологическом уровне, с системами радиочастотной идентификации шаблонов карт «Тройка»: Radio Frequency IDentification (RFID) или Near Field Communication (NFC).

Проверка расследователей ОСН

Сотрудникам Общественной службы новостей, которые обнаружили данную схему, удалось выйти на одного из людей, непосредственно соприкасающегося с мошенниками. Он согласился дать небольшой комментарий на условиях полной анонимности. Поэтому назовём его просто Эксперт:

ОСН. «Скажите пожалуйста: есть ли возможность с помощью каких-то определённых программ, учитывая современное развитие техники, задублировать социальную карту на какой-либо другой электронный носитель для того, чтобы воспользоваться услугой, предоставленной государством для льготного проезда в железнодорожном пригородном транспорте?»

Эксперт. «Да, возможно. Сейчас как раз на Горьковском направлении есть такая услуга для тех граждан, кто хочет поменьше платить, давайте так их назовём. Представляется карта «Тройка», на которой задублирована социальная карта таких людей, как малообеспеченные студенты, ветераны Великой Отечественной войны, малоимущие граждане и так далее. То есть дублируется на «Тройку» их социальная карта, после чего продаётся вам. Вы её покупаете и пользуетесь целый год: ездите бесплатно».

Чтобы проверить правдивость слов Эксперта корреспонденты ОСН решили лично проверить, как работает схема. Телефонный разговор с фирмой, продающей поддельные карты, прошёл спокойно и по-деловому. Он мало чем отличался от обычного разговора с сотрудниками интернет-магазина, торгующего какими-нибудь телефонами.

Нам сообщили, что карта обойдётся в 5 тысяч рублей, оплата наличными. Курьер обещал доставить товар в удобное нам место.

Встреча происходила на улице, но прибывший мужчина был в чёрной синтетической лицевой маске. Масочный режим, который введёт для борьбы с коронавирусом, отлично легализует подобный наряд. Он сегодня ни у кого не вызывает повышенного внимания. И при этом сильно затрудняет опознание человека.

Получив карту, наши корреспонденты тут же решили проверить её работоспособность. Автоматический терминал на вокзале принял её без малейших сомнений.

Не возникло проблем с этой картой и при попытке пройти с её помощью в метро.

Деньги и совесть

Перевозчик за каждого пассажира, который проехал по льготному билету, получает компенсацию за счет бюджетных средств. Деньги на это выделяются из федерального бюджета.

Сумма, которую предусмотрена на такие компенсации в 2021 году достаточно внушительная: 30 млрд рублей.

Хотим напомнить, что у государства в бюджете нет иных денег, кроме тех, которые оно собирает в качестве налогов с граждан страны и предприятий, работающих в стране. То есть, фактически проезд льготных пассажиров оплачиваем мы все.

И когда речь идёт о детях, стариках и инвалидах, ни у одного честного гражданина никаких вопросов не возникнет. Потому что поддерживать своих сограждан – это, вообще, наша древняя традиция. Тем более, что в данном случае деньги пойдут на поддержание и развитие крайне важного для инфраструктуры страны вида транспорта.

Однако, если речь идёт об «экономных» гражданах, которые садятся верхом на благородное явление льготного проезда, ситуация в корне меняется. Мало того, что они, фактически используют подложные документы (что уже само по себе правонарушение), они, фактически, воруют деньги, которые общество выделило инвалидам и старикам.

Напомним, что в прошлом расследовании корреспонденты ОСН выяснили, что существует немало поддельных аккаунтов, по которым машины каршеринга могут использовать подростки или те, кто лишён прав. По оценкам специалистов, чуть ли не каждый пятый аккаунт в системах каршеринга России – именно такой, поддельный.





Новости партнеров