Общество

Растерянные надзиратели из Минпросвещения. Кто спасёт от них наших детей?

14 мая 2020, 17:31
Угроза сверху
Цитата из х/ф «Оно» (реж. А. Мускетти, 2017)
14 мая 2020, 17:31 — Общественная служба новостей — ОСН

В последнюю неделю происходит форменная вакханалия вокруг ЕГЭ. Единый экзамен и раньше вызывал множество нареканий как среди специалистов, так и среди родителей, которые думают об образовании детей. А в этом году на систему ЕГЭ обрушился кризис, вызванный коронавирусной инфекцией и чрезвычайными мерами по борьбе с ней.

Квартирное заточение

Первые тревожные знаки появились в начале апреля, когда по всей стране ввели режим самоизоляции. Школы перестали работать в обычном режиме, переведя учеников на дистанционное образование.

В результате ученики оказались взаперти вместе со всей своей семьей. Для всех это стало испытанием, потому что квартиры в наших домах не отличаются простором. Если семья собирается дома лишь по вечерам – это создаёт даже некий уют. Но когда несколько человек беспрерывно неделями находятся в небольшом закрытом пространстве, это невероятно тяжело.

Когда несколько человек неделями находятся в небольшом закрытом пространстве, это невероятно тяжело

Если бы ученики выпускных классов просто остались дома, то это могло пойти на пользу. В тишине и спокойствии они продолжили бы тренироваться в решении задач. Но теперь вокруг них оказались шумные младшие братья-сёстры, родители в мрачном от безденежья настроении, напуганные опасной болезнью старики.

Обстановка в семьях становилась всё напряженнее. По словам депутата Госдумы РФ Оксаны Пушкиной, только за март количество обращений за помощью на телефоны доверия выросло на четверть. В семьях, где никогда даже не помышляли ни о каком насилии, появилось рукоприкладство.

Из этого заточения даже не было возможности сбежать в какой-нибудь парк, чтобы на свежем воздухе непривычно тёплой весны заняться уроками. Ведь парки и скверы были закрыты властями.

Коронавирусная торпеда по ЕГЭ

И словно мало было выпускникам объективных проблем, на их головы свалилась чиновная неразбериха. Как показала практика, система ЕГЭ может уверенно работать только в условиях стабильной жизни. Даже небольшой псевдо-карантин рушит её напрочь.

Проблема лежит на поверхности: для проведения ЕГЭ необходимо, чтобы в один день была готова сразу вся страна. И Москва, и Ростов, и Владивосток, и даже порт Находка – ученики должны строго в один день открыть экзаменационные варианты.

Система ЕГЭ может уверенно работать только в условиях стабильной жизни

А президент отдал очень многое на откуп главам регионов. В результате в разных частях страны появились разные варианты карантинного режима. Выход на улицы и перемещения по населённым пунктам – везде была своя специфика.

Поэтому начали звучать различные предложения относительно судьбы ЕГЭ в 2020 году. Кто-то требовал отменить экзамен совсем и вернуться к проверенной практике экзаменов. Другие предлагали принимать в вузы вообще всех желающих и обучать их дистанционно. Чтобы первая сессия стала отсеивающим экзаменом.

Растерянные чиновники от образования

Сначала министр просвещения РФ Сергей Кравцов сдвинул начало ЕГЭ с конца мая на начало июня. Потом прозвучали идеи сместить срок ещё на неделю-другую.

К дискуссии подключились Рособрнадзор и Министерство здравоохранения. Первые предложили перенести экзамен на август. А глава Мизндрава Михаил Мурашко даже допустил, что можно будет сделать это в сентябре.

Вторая декада мая превратила тему ЕГЭ в территорию полной неясности

Вторая декада мая, вообще, превратила тему ЕГЭ в территорию полной неясности. Сначала 12 мая Госдума разрешила вместо ЕГЭ проводить аттестацию по результатам успеваемости. Но не объяснила: как это будет соотноситься с возможностью поступления в вузы.

Днём позже, 13 мая, сначала зам министра просвещения Дмитрий Глушко заявил в эфире федерального канала «Россия 24», что школьники смогут сдавать только ЕГЭ только по двум предметам. С учётом того, куда они планируют поступить.

Но буквально через несколько часов последовало опровержение от Минобрнауки РФ. Там заявили, что подобный шаг даже не рассматривали и не согласовывали.

А на следующее утро, 14 мая, появилась новость уже от Минпросвещения. Сам Кравцов заявил в беседе с корреспондентом РИА, что слова его помощника неверно истолковали. А школьники сами будут выбирать, сколько экзаменов в рамках ЕГЭ они будут сдавать. Опираясь, естественно, на пожелания вузов, в которые хочется поступить.

Мнение эксперта

Стало окончательно ясно, что чиновники от образования в полной растерянности. Они, с одной стороны, не понимают, что им делать с экзаменом. С другой стороны, они категорически не готовы от него отказываться.

Мы обратились за комментарием к руководителю проекта «За возрождение образования» Александру Иванову. Он сам – преподаватель с огромным опытом, известен своей взвешенной, разумной и аргументированной критикой единого экзамена.

«Кравцов сказал держать старшеклассников до 9 июня, чтобы ЕГЭ и ОГЭ не пропали», – сказал Иванов.

Он же «надзиратель», наш министр просвещения

Собеседник напомнил, что «он же «надзиратель», наш министр просвещения».

Дело в том, что Кравцов до того, как в январе 2020 получить пост министра просвещения, семь лет возглавлял Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. Именно это ведомство занималось организацией ЕГЭ.

«Он кормится до сих пор от этой всей системы, это его бизнес, – продолжил Иванов. – Он выстраивал архитектуру всех этих институтов: Оценки качества образования, Педагогических измерений. Они все живут этим. У них отними ЕГЭ и ОГЭ – им делать нечего будет. А он – их, так скажем, «пахан». Он над ними начальник, он их создавал, он их курирует до сих пор».

Итог

[irp posts=”58217″ name=”Вступительные экзамены вместо ЕГЭ: это спасёт измождённых карантином детей”]

Можно констатировать, что коронавирус не только унёс жизни более двух тысяч наших сограждан. Он фактически разгромил ЕГЭ. Даже такой слабый вирус дал встряску не только системе здравоохранения, но и системе образования.

И если медики, как можно видеть, героически держат удар, то чиновники от образования показали полную неготовность к работе в сложных условиях.

Более того, испытание системы ЕГЭ в «боевых условиях» показало: она тотально не пригодна для турбулентной ситуации. Слишком «нежны» и «хрупки» её составляющие.

И если мы не хотим столкнуться с коллапсом образовательной системы, надо уже сейчас думать если не об отмене ЕГЭ, то, как минимум, о тотальной переработке этой экзаменационной системы.




Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments