test

Эксклюзив

Правозащитник Павлов: Платные возвраты товаров из онлайн-магазинов зачастую незаконны

6 марта 2024, 00:30
6 марта 2024, 00:30 — Общественная служба новостей — ОСН

Российским маркетплейсам хотят запретить требовать с покупателей оплату за возврат товара. Такой законопроект депутаты внесли в Госдуму. В случае его принятия, в РФ появятся общие правила для всех интернет-площадок, продавцов и пунктов выдачи заказов.

Как отмечает председатель общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов, проблема платного возврата товаров с онлайн-магазинов назрела уже давно, причем касается она в основном одного из наиболее крупных маркетплейсов – Wildberries. Правозащитник отметил, что по Закону о защите прав потребителей, в отдельных случаях продавец действительно может удержать с покупателя компенсацию затрат на возврат товара, однако иногда маркетплейсы злоупотребляют этой нормой. Подробнее об этом он рассказал Общественной службе новостей.

«Большинство таких платных возвратов является незаконным».

blockquote

«Здесь нужно очень чётко отделять те случаи, когда платный возврат может иметь законное основание, от ситуаций, когда это незаконно – например, когда пришёл товар, несоответствующий описанию, или когда он оказался ненадлежащего качества», — говорит Павлов.

Эксперт указал, что, согласно пункту 4 статьи 26.1 Закона о защите прав потребителей, онлайн-продавец может взыскать с покупателя компенсацию за возврат, если тот откажется от товара надлежащего качества, полностью соответствующего описанию и всем заявленным характеристикам. Однако касается это только доставки на дом, подчеркнул правозащитник. При этом россияне – в первую очередь клиенты WIdlberries – часто сталкиваются с ситуациями, когда от них требуют оплатить возврат товара, доставленного до пункта выдачи заказов, заметил он.

«Большинство таких платных возвратов является незаконным. Даже если потребителю товар не подошёл, то с него не должны удерживаться денежные средства за возврат из пункта выдачи обратно на склад. Это тот самый риск и та самая составляющая хозяйственной деятельности, которая лежит на маркетплейсе или на продавце. Уж как они между собой будут эти расходы распределять, будут ли они их закладывать в стоимость товара – это другое дело, и потребителя это волновать не должно. Явным образом незаконно возлагать на него плату за возврат – это неправильно», — говорит собеседник издания.

Павлов заметил, что наличие или отсутствие платы за отказ от товара зависит от бизнес-модели того или иного маркетплейса. Некоторые из них сегодня вообще не взимают с покупателей плату за доставку и возврат, поскольку, вероятно, заранее включают их в цену товаров. Такая практика, по мнению эксперта, «имеет право на существование».

Что касается предложения депутатов Госдумы запретить маркетплейсам требовать с покупателей компенсацию за возврат, правозащитник говорит:

«Главный момент – строго придерживаться тех требований по обратной доставке, которые уже есть в законодательстве, чётко их исполнять и не допускать злоупотребления, когда с потребителя за отказ от товара в некоторых случаях взыскивается какая-то оплата. Поэтому в целом инициатива правильная, и касается она большей части одного конкретного маркетплейса. Нужно тщательно проработать все формулировки, чтобы они как раз воспроизводили и разъясняли уже существующие требования закона, а не противоречили им».

Ранее ОСН сообщала, что в Госдуме РФ намерены запретить маркетплейсам требовать деньги за возврат товара.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!