Общество

Пираты Белорусского моря: нелегальная миграция между Россией и Белоруссией — расследование ОСН

29 июля 2021, 21:13
29 июля 2021, 21:13 — Общественная служба новостей — ОСН

Мигранты – это давняя и проблемная тема. Большая Россия (которую в истории помнят, как Российская Империя и СССР), распавшись 30 лет назад, сохранила множество связей со своими бывшими союзными республиками.

Во времена СССР поток мигрантов был «из центра в регионы»: в края и республики ехали специалисты. Талантливая молодёжь из республик ехала в центр, чтобы, получив высшее образование, вернуться на родину.

Сегодня времена другие. Изменился и характер миграции. Теперь в некоторые республики (например, на Украину), разве что, бегут преступники или проворовавшиеся депутаты. А из республик едут на заработки простые работяги.

Отдел расследований Общественной службы новостей уже обращался к теме незаконной миграции. Мы уже писали про то, как устроен рынок мигрантов, как они ассимилируются на территории России.

Сегодня мы решили разобраться с проблемой менее скандальной: незаконная миграция между Белоруссией и Россией.

Времена былые, братские

Белоруссия, благодаря стараниями президента РБ Александра Лукашенко, сохранила максимальную степень близости с Россией. Наши страны даже составляют так называемое «Союзное Государство». Само по себе это образование существует больше на бумаге. Но взаимоотношения между странами всегда оставались настолько дружескими, что, казалось, никаких особых законов и нормативов не нужно.

Что касалось переезда из РБ в РФ и наоборот, то они долгое время регулировались крайне либеральным соглашением. Если кто-то захочет ознакомиться с текстом, то его можно найти тут:

«Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства» от 24.01.2006 год

Многим поперёк горла стояла крепкая дружба наших стран. Немало сил было приложено для того, чтобы в нашем монолите возникли хотя бы трещины. Пример Украины, из которой всего за каких-то 7 лет (с 2014 года) удалось построить натуральную анти-Россию многих вдохновлял. Но слишком надёжны были связи, слишком отчётливо понимали выгоду союза руководители наших стран. Поэтому все усилия нас рассорить пошли прахом.

Новые времена – новые правила

Но там, где отступили люди, сумел добиться успеха вирус. После того, как по планете распространился COVID-19, государства начали закрывать границы. Ввела подобные и Россия

С 16 марта 2020 года действует распоряжение правительства №635, которое ввело ограничения на проезд автомобильного транспорта на территорию России. Текст распоряжения можно прочитать тут:

«О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений»

Однако, стоит заметить, что «трещинка» оказалась довольно незначительно. Белорусам при въезде в Россию не надо даже заполнять миграционную карту или оформлять временную регистрацию по месту пребывания. Достаточно покинуть территорию РФ до истечения 90-дневного срока.

Даже если понадобится регистрироваться в ФМС, то не обязательно предъявлять проездной документ. Если есть билет, который подтвердит пересечение границы, это хорошо. Но белорусы могут прийти в Россию просто пешком, а до Москвы, Питера или любого другого города добраться на попутках.

Трафик

Вот этот фактор «попуток» и используют некоторые автоперевозчики, которые по разным причинам не хотят заключать договор с госструктурами.

Например, в Москве существует целая инфраструктура автовокзалов. На них удобно осуществлять посадку-высадку пассажиров. Но для того, чтобы пользоваться ими, надо заключать договор с Департаментом транспорта города Москвы.

Но Москва – город большой. А благодаря превращению части области в Новую Москву, стал ещё больше. Поэтому найти место, где высадить пассажиров можно и без Дептранса. Заодно, можно уйти «в тень» как в плане пассажиропотока, так и налогов.

Для того, чтобы разобраться, как всё происходит при поездке из Минска в Москву, мы решили обратиться к сервису «Едем.рф». Как видно из иллюстраций, по этому маршруту машин курсирует не мало.

Рейсы из Москвы в Минск
Рейсы из Москвы в Минск. Фото: Отдел расследований ОСН
Рейсы из Минска в Москву
Рейсы из Минска в Москву. Фото: Отдел расследований ОСН

Социальная сеть Вконтакте давно уже пытается стать торговой площадкой. Поэтому и там можно найти предложения о поездке по интересующему нас маршруту

https://m.vk.com/pinsk_msk

Опыт наших расследований давно нас научил с подозрением относитсья к объявлениям в интернете. Поэтому мы проверили указанную в данной группе фирму «ТК Вито» на сайте «Прозрачный бизнес».

https://pb.nalog.ru/index.html

Проверка «ТК-Вито»
Проверка «ТК-Вито». Фото: Отдел расследований ОСН

Первый улов

Итак, фирма реальная. Отлично.

Мы перешли на сайт перевозчика, где нашли контактный телефон.

https://tkvito.ru

+7 (995) 500-04-34

Естественно, набрали указанный номер. Из разговора мы узнали, что на маршруте работают микроавтобусы. Каждый день машины стартуют от станций метро «Коломенская» и «Славянский бульвар». Автовокзалов поблизости от этих станций, естественно, нет.

Решив проверить работу мы разу заказали билет. На том конце провода сообщили, что нам надо прибыть с утра на «Славянский бульвар», откуда в 8:00 стартует машина Mercedes-Benz с номером 2279KI-1 (белорусский).

Цену нам объявили сразу. Поездка из Москвы в Минск обойдётся в 2 500 рублей. В качестве бонуса сообщили, что можно захватить с собой «передачу» в виде груза до 100 кг.

Первые проблемы

Если всё предыдущее не выходило за рамки разумных «серых» схем ведения бизнеса, то последний пункт – это уже перебор. В России очень непростая ситуация в плане терроризма. Поэтому все «посылки» уже давно находятся под запретом. На междугородних поездках даже специальные объявления делаются: дескать, граждане, не договаривайтесь с незнакомыми людьми о перевозке закрытых пакетов.

Да, такой подход лишает привычной возможности передать небольшой подарок другу в соседний город. Но он же затрудняет возможность террористам под видом «передачи» поместить в автомобиль со множеством пассажиров взрывное устройство.

Проверили мы и наличие у «ТК Вито» страховки. Сайт «Национального союза страховщиков ответственности показал: по такому ИНН страховка не значится.

https://nsso.ru/check_policy/gop/inn/

Проверка автостраховки
Проверка автостраховки. Фото: Отдел расследований ОСН

Это тоже плохо. У вас может быть самый лучший на свете водитель. Но это всё равно не гарантирует, что в вас не въедет какой-нибудь лихач или многотонная фура, потерявшая управление. Про проблемы дорожного покрытия даже говорить не будем.

Так вот, отсутствие страховки говорит о том, что в случае ДТП никто их пассажиров машины не получит страховой выплаты.

Не мошенники

Естественно, пользоваться услугами такой фирмы мы не стали. Но, всё равно, надо было проверить: будет ли маршрут в реальности? Потому что опыт наших расследований приучил: заказанное в интернете далеко не всегда существует в реальности.

Однако в этот раз всё оказалось нормально. Фирма не подвела: в названное время у метро «Славянский бульвар» оказался микроавтобус с обговорёнными номерами. Погрузка прошла спокойно и деловито. И пассажиры, и водитель действовали уверенно, без суеты

Таким образом, можем сделать уверенное предположение: этот маршрут работает давно и исправно.

Попался-2

Решив продолжить поиск во Вконтакте, мы нашли следующее предложение

https://m.vk.com/wall-31833364_603151

Тут ни сайта, ни фирмы нет. Только имя «Георгий Габриелянов» и телефоны. Один – для связи через мессенджеры, второй – только для звонков.

+7 (915) 154-04-66

Реклама нелегального перевозчика
Реклама нелегального перевозчика. Фото: Отдел расследований ОСН

Ну, что же, значит остаётся только созвон. Ответивший нам диспетчер, пояснил, что они совершают по несколько рейсов в день. Естественно, мы тут же заказали поездку.

Отправляться мы должны были снова от метро «Славянский бульвар». В прошлый раз наш рейс начинался в 20:00 у ТЦ «Океания», на этот раз диспетчер назвал другую точку старта: заправка «Татнефти». Для координации нам сообщили и номер нашей машины: Т 274 ХН 799 (на этот раз российский).

Проверка на сайте «Национального союза страховщиков ответственности» вновь не обрадовала: сведений об ОСАГО не найдено.

Проверка из засады показала, что и в этом случае нам попались «честные разбойники»: машина прибыла заранее, погрузка прошла без нервотрёпки, рейс стартовал лишь с небольшой задержкой. Единственной проблемой у них, видимо, в этот раз стало отсутствие одного пассажира: нас.

Погрузка пассажиров рейса на Минск. Фото: Отдел расследований ОСН

Ловим в других местах

Не только соцсети позволяют найти нелегальных извозчиков. Подобные объявления можно найти на сервисе по поиску попутчиков «Едем.рф». Это такой аналог «BlaBlaCar», у них даже интерфейс похож.

Несколько объявлений от водителей, едущих по данному маршруту, можно было видеть в начале статьи. Мы решили, выбрать одно, зарегистрироваться в качестве пассажира.

Заказ места для поездки в Минск
Заказ места для поездки в Минск. Фото: Отдел расследований ОСН

Связались с водителем. Он нам рассказал, как найти его микроавтобус Volkswagen: расцветка будет выдающейся, белый верх и красный низ.

Для погрузки нас попросили прибыть на метро «Славянский бульвар» (удивлены? мы тоже нет). Там надо было дойти до парковки магазина «Спортмастер» у ТЦ «Океания». Цену водитель запросил значительно меньше, чем у «фирмачей»: всего 1 800 рублей. Время тоже более удобное для работающих людей: явиться надо к 21-30.

Прибыв на место с лёгким опозданием, мы обнаружили, что другие пассажиры уже грузятся в наш красно-белый микроавтобус. Задержавшись чуть дольше назначенного срока (видимо, надеясь, что мы просто опаздываем) машина уехала.

Неутешительные выводы

Очевидно, что сервисы «Едем.рф» и «BlaBlaCar» вообще не следят за тем, кого они допускают на свою площадку. Поэтому нелегальные перевозчики чувствуют себя там совершенно спокойно: набирают пассажиров, получают с них деньги.

Проверяет ли кто-то техническое состояние автомобилей? Скорее всего, кроме самого водителя, никто. А ему надо ехать при любом раскладе, деньги сами себя не заработают. Потому в рейс может выйти машина с такими неисправностями, с которыми даже из гаража выезжать не стоит.

И при этом микроавтобус будет до верху забит пассажирами.

А кто будет контролировать состояние пассажира? Опять же никто, кроме пассажиров. Смогут ли они заметить, что человек с жуткого бодуна? Особенно если он знает, как замаскировать запах перегара?

В общем, как и любая контрабанда, такие перевозки – дело рискованное и совершенно бесконтрольное.

К какой ответственности можно привлечь «пиратов Белорусского моря»?

Наш источник в Дептрансе Москвы рассказал, что для противодействия таким нелегальным перевозчикам действуют несколько служб: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, ЦМУГАДН, ГКУ ОП, ФСБ. Также привлекаются экипажи ГИБДД и другие сотрудники полиции.

Благодаря их работе в 2020 году к ответственности были привлечен 31 перевозчик. За 2021 год уже 40 «пиратов», осуществлявших отправку рейсов в Республику Беларусь, получили свою «административку».

Да, подобная деятельность не является особо опасной, поэтому уголовные дела нелегальным перевозчикам не грозят. Но зато КоАП на их счёт содержит целых три пункта:

  1. Статья 11.26 КОАП РФ Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров
  2. Статья 11.29 КОАП РФ Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учетного талона, либо без отметки в уведомлении должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения
  3. Статья 14.1КОАП РФ Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)



Новости партнеров