Сегодня, 10 ноября, исполняется 132 года со дня рождения выдающегося авиаконструктора Андрея Туполева. Общественная служба новостей вспоминает ключевые моменты его биографии.
Андрей Туполев родился 10 ноября 1888 года в селе Пустомазово Тверской губернии. В 1906 году он окончил гимназию в Твери и спустя два года поступил в Императорское московское техническое училище.
Еще во время учебы он начал заниматься в воздухоплавательном кружке под руководством Николая Жуковского и в 1910 году совершил первый полет на планере, в постройке которого участвовал.
В 1911 году за участие в студенческих волнениях Туполев был исключен из училища и выслан в родной город. Тем не менее, он окончил училище с отличием в 1918 году и вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института.
С 1922 года в институте начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное конструкторское бюро (ОКБ), деятельность которого была связана с развитием тяжелых сухопутных, морских боевых и гражданских самолетов, торпедных катеров и аэросаней.
Первые самолеты
В 1923 году он создал свой первый легкий самолет смешанной конструкции, в 1924 году — первый советский цельнометаллический самолёт, в 1925 году — первый боевой цельнометаллический самолёт, строившийся серийно, а также первый цельнометаллический бомбардировщик-моноплан.
Андрей Туполев разработал и внедрил в практику технологию крупносерийного производства лёгких и тяжёлых металлических самолётов. Под его руководством проектировались бомбардировщики, разведчики, истребители, пассажирские, транспортные, морские, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы, мотоустановки и оперение первых советских дирижаблей.
С 1936 года Андрей Туполев совмещал руководство ОКБ, выделенного из системы ЦАГИ, с должностью главного инженера Главного управления авиационной промышленности НКТП, формировал стратегическое направление развития советской авиации, науки и техники.
Репрессии
21 октября 1937 года Туполев был необоснованно обвинен во вредительстве и шпионаже и арестован. 28 мая 1940 года он был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.
Находясь в заключении, работал в ЦКБ-29, впоследствии получившим название «Туполевская шарага». Здесь Туполевым был создан фронтовой бомбардировщик Ту-2.
19 июля 1941 года был досрочно освобожден от дальнейшего отбытия наказания со снятием судимости, был эвакуирован в город Омск и назначен главным конструктором авиационного завода № 166. Реабилитирован определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 9 апреля 1955 года.
В 1943 году он вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем авиационного завода, где была создана главная база конструкторского бюро А.Н. Туполева. В 1956 году Андрей Туполев был назначен Генеральным конструктором авиационной промышленности СССР.
23 декабря 1972 года Андрей Туполев скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Первым делом самолеты
Андреем Туполевым было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его самолетах установлены 78 мировых рекордов, выполнены 28 уникальных перелетов, в том числе спасение экипажа парохода «Челюскин», беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова, высадка научных экспедиции «Северный полюс» во главе с Иваном Папаниным.
Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева и торпедных катеров применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне в 1941-1945 годах.
В послевоенные годы в числе разработанных под руководством Туполева военных и гражданских самолетов. Среди них — первый советский реактивный бомбардировщик Ту-12, первый реактивный пассажирский самолет Ту-104, первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114, а также сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, который был создан совместно с Алексеем Туполевым. Его самолеты стали основой парка авиационной компании «Аэрофлот» и эксплуатировались в десятках стран.
При помощи жесточайших экономических рестрикций Соединённые Штаты Америки сумели убедить индийское правительство пойти на частичное сокращение закупок нефтепродуктов у России, но этих шагов оказалось слишком мало для их полного сворачивания. Об этом, ссылаясь на сохранивших анонимность…
Соединённые Штаты Америки не способны единовременно принимать участие во множестве серьёзных противостояний в разных частях планеты, так что в будущем они собираются пойти на пересмотр своей роли в Организации Североатлантического Договора. О происходящих переменах, ссылаясь на руководство Министерства…
Член украинского парламента Роман Костенко проинформировал о том, что некоторые украинцы, которые подпадали под бронирование от призыва в Вооружённые силы киевского режима, сбежали за рубеж и отказались возвращаться обратно на родину. В ходе диалога с местным телевизионным каналом «Общественное»…
Политолог Олег Кузнецов проинформировал, что европейцы не верят в способность киевского режима сохранить государственность после наступления мира. Им прекрасно известно об опутывающих его коррупционных сетях. В ходе диалога с РИА Новости он подчеркнул, что власти Евросоюза и Соединённого…
Глава Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов проинформировал о том, что правительства государств Евросоюза и Киев делают всё возможное, чтобы помешать завершению бушующего на украинской территории противостояния. В ходе диалога с местным телевизионным каналом «Крым…
Словацкий лидер Петер Пеллегрини проинформировал, что Еврокомиссии было бы сложно реализовать свой план с кражей принадлежащих Российской Федерации активов, которые подверглись заморозке в зарубежных банках, ради дальнейшей поддержки киевского режима. В рамках пресс-конференции он подчеркнул,…