Общество

Нравственная ответственность: экономист рассказал, как понять друг друга власти и бизнесу

10 июня 2021, 19:22
Источник: biznes-penza.ru
10 июня 2021, 19:22 — Общественная служба новостей — ОСН

Владелица семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова в рамках своего выступления на ПМЭФ-2021 заявила, что между государственными органами, курирующими малый и средний бизнес, и самими предпринимателями существует разрыв в понимании, что именно нужно бизнесу. В эфире телевидения Общественной службы новостей доктор экономических наук, ведущий эксперт НИУ ВШЕ Иосиф Дискин объяснил, почему власть и бизнес не понимают друг друга.

Почему малому и среднему бизнесу в России трудно развиваться?

– Я не стал бы абсолютизировать непонимание бизнеса и власти, есть разные уровни. Первое – когда президент общается с большим бизнесом, где он знает каждого человека и его особенности. Там имеется достаточно высокий уровень взаимного понимания. Когда речь идет о малом и среднем бизнесе, начинается беда. Нужно понимать, что чиновники, которые пишут программы, хорошо знают законы, правовые нормы, но не понимают тот контекст, в котором это прочитывается и реализуется. Бизнес хочет освободиться от необоснованных проверок, президент соглашается. В ответ на это на его столе растут папки с докладами силовиков, которые говорят, что происходит в результате прекращения контроля. Причиной является взаимное недоверие ко всем субъектам, действующим в этой области: к судьям, силовикам, бизнесменам. Важно посмотреть на то, как это преодолевается в развитых странах. Это делается за счет того, что в контроль внедряются структуры бизнеса. У нас попробовали создать саморегулируемые организации, это стало еще одной формой вымогательства. На Западе взаимные принципиальные требования являются абсолютно необходимым моральным условием. Выражение «нравственная ответственность бизнеса» у нас если и используется, то как насмешка. Пока мы не поставим вопрос о нравственной ответственности бизнеса, мы не переменим эту ситуацию.

Нужно, чтобы законы создавались, не исходя из сухих норм, а из реалий нашей российской действительности. Кроме того, организации бизнеса должны не просто представлять его интересы наверх, но и организовывать диалог относительно правоприменительной практики. Бизнес должен начать спрашивать друг с друга. Если мы хотим иметь эффективные институты, то мы должны включить в них две вещи: критерии морали и горизонтальный контроль.