Общество
Новая схема мошенничества: Как уберечь свои деньги
Автор: Лилия Равилова
22 января 2021, 16:13
Телефонные мошенники сменили тактику — теперь они представляются не сотрудниками банков, а полицией, предупреждает Банк России. Что стоит знать об их новых схемах и что важно не забывать о старых, расскажет Общественная служба новостей.
Уголовное дело
Телефонные мошенники начали представляться не сотрудниками банков, а полицией, предупреждает Банк России.«Представляясь сотрудниками МВД или других правоохранительных органов, они сообщают клиентам банков, что в их отношении возбуждено уголовное дело по заявлению Банка России», — сообщается на сайте Центробанка. Под видом полицейских они собирают у россиян информацию о банковских картах и личных данных, а затем просто похищают деньги со счетов.

Центробанк при этом подчеркивает, что не подает ни на кого заявления без согласия клиентов кредитных организаций. Так что первым сигналом о мошеннических действиях могут послужить слова, что инициатором обращения в суд выступил Банк России. Кроме того, раскрывать свои данные по телефону не стоит вообще ни в каком случае, отмечает ЦБ.
В МВД также напоминают, что при возбуждении уголовного дела на почтовый адрес официально направляется повестка о вызове в отдел полиции. Если же звонят по телефону и ссылаются на Банк России — это почти однозначно злоумышленник.«Если вам позвонили и незнакомец представился сотрудником полиции или других правоохранительных органов, следует связаться с дежурной частью указанного собеседником подразделения и там уточнить, есть ли у них такой сотрудник», — подчеркнули в пресс-центре МВД России.
Звонок из Сбербанка
В минувшем году количество звонков от мошенников, которые пытались узнать данные банковской карты, побило все возможные рекорды. Сообщение о блокировке карты получил почти каждый обладатель мобильного телефона. Некоторые в результате лишились накоплений.

Классическая схема лжебанкиров выглядит так: потенциальной жертве либо звонят, либо посылают сообщение с информацией о том, что карта заблокирована. Если владелец счета испугался и вышел на связь, его могут попросить сообщить данные банковской карты, настойчиво рекомендовать перевести деньги для их же сохранности или дойти до банкомата и набрать определенную комбинацию цифр.
При этом злоумышленники стараются копировать сотрудников банков до мельчайших деталей: их интонацию, типичные фразы, даже звук набора текста на клавиатуре — и это притупляет внимание собеседника.
В большинстве случаев мошенники совершают «холодные» звонки: они не знают об абоненте практически ничего и действуют наугад. Впрочем, некоторые готовятся заранее, нелегально выкупая клиентские базы. Еще один важный инструмент , которым не пренебрегают злоумышленники — подмена номера. И вот уже звонок выглядит так, словно он идет из офиса банка.
Лучшая защита в этом вопросе — постоянная бдительность. Если в разговоре с тем, кто представился сотрудником банка, что-то кажется подозрительным, лучше всего прервать разговор и перезвонить в банк по номеру, указанному на карте или на официальном сайте.
Пропущенный вызов
В начале января «Лаборатория Касперского» сообщила о новом виде телефонного мошенничества: злоумышленники звонят потенциальной жертве с незнакомых номеров и сбрасывают вызов, провоцируя самостоятельно связаться с ними. По словам эксперта лаборатории, это сделано для того, чтобы обмануть системы, разработанные для идентификации и отслеживания звонков. Они настроены на обработку данных только входящих вызовов, но не исходящих.

Согласно статистике лаборатории, доля спаса среди входящих звонков с неизвестных номеров, составляет 63%. При этом доля звонков с подозрением на мошенничество — 5,9%.
Мошенники используют разные схемы, чтобы скрыть номера и местоположение. После того, как жертва перезванивает, они представляются, например, сотрудниками финансовых организаций и просят перевести деньги со счета на счет. Специалисты подчеркивают: самый простой способ избежать обмана со стороны мошенников — прекращать разговор и не соглашаться на предложения.

