test

Общество

Новая модель потребления: что изменилось за полгода пандемии

14 сентября 2020, 17:30
14 сентября 2020, 17:30 — Общественная служба новостей — ОСН

Пандемия COVID-19 изменила не только нашу привычную жизнь и планы, но и модель потребления. На что стали тратиться чаще, на что копить и как долго это продлится, выясняла Общественная служба новостей.

Сокращение расходов

За последние пол года люди стали внимательнее относиться к своим тратам, многие стали приобретать только товары первой необходимости, сведя к минимуму другие покупки. Впрочем, едва выйдя из дома те же люди устремились в салоны красоты, привели в порядок автомобиль, приобрели новую одежду и отправились в отпуск. Всему виной сформировавшаяся фактура отложенного спроса — очень долго ждали, очень сильно хотели. Но специалисты сходятся во мнении, что это явление краткосрочное и уже подходит к концу.

Фото: twitter.com

По данным Online Market Intelligence и Центра социального проектирования «Платформа», 50% россиян сообщили о значительном падении семейного дохода с начала распространения коронавируса. По данным Ipsos, за период пандемии почти треть опрошенных отказалась от покупок бытовой аудио- и видеотехники. Каждый пятый отказался от покупки смартфонов.

Предсказуемые изменения коснулись и самого процесса совершения покупок. «Во время пандемии покупатели часто выбирали для покупок онлайн, и в классический офлайн-ритейл многие уже не вернулись»,  — отметила заведующая кафедрой маркетинга и торгового дела факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Юлия Сяглова. По ее словам, модель «закажи и забери в ближайшем магазине или пункте выдачи заказов» тоже приобрела огромную популярность.

Развлеки себя сам

Помимо этого, произошел и процесс переосмысления содержания необходимых покупок. В течение месяцев, проведенных дома, потребители все сильнее переключались на «самозанятость» — самостоятельные развлечения, приготовление пищи и занятия, которые можно охарактеризовать понятием «сделай сам». И даже когда во всем мире было снято множество ограничений, «домашние» привычки сохранились.

Фото: culture.ru

Так, во всем мире резко выросло потребление развлекательного медиаконтента — на 39%. Еще значительнее выросло потребление новостного контента — объёмы просмотров информационных программ выросли более чем на 130%.

Например, в России по итогам второго квартала высокие темпы роста продолжают показывать продажи ингредиентов для приготовления сложных блюд: масло и маргарин, томатная паста, специи, добавки для выпечки. Об этом свидетельствуют данные ретейл-аудита Nielsen в крупнейших розничных сетях России.

Моральная компенсация

Часть потребителей, для которых в силу разных причин стали недоступны путешествия и развлечения вне дома, переключаются на покупку новых для себя товаров из премиального сегмента, чтобы заместить недоступный опыт и порадовать себя.

Так, по данным Nielsen, в июне, когда в России были сняты почти все ограничения, связанные с самоизоляцией, продажи трех наиболее быстрорастущих категорий алкоголя — джина, рома и виски — в премиальном ценовом сегменте опередили значения в низком.

Диабетикам более полезны коньяк или виски
Фото: kopchen.ru

При том, что в целом мировое потребление спиртного во время карантина выросло, во время пандемии наметился и рост продаж безалкогольных напитков. Опрос, проведенный в Британии некоммерческой организацией Alcohol Change, показал, что 37% опрошенных принимают меры самоконтроля: либо выпивают реже, либо вовсе воздерживаются.

Не пить во время пандемии стало легче — меньше соблазнов, меньше праздников, меньше давления окружающих, — отмечают опрошенные.

 

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!