В России в 2022 году намерены провести очередные трансформации в силовых структурах. Сообщается о грядущей оптимизации работы ведомства с целью сокращения расходов. О том, с чем пришлось столкнуться правоохранительной системе российской Федерации в период ее становления после распада СССР, в интервью Общественной службе новостей рассказал первый генеральный прокурор России (1991–1993 гг.), заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник прокуратуры СССР Валентин Степанков.
– На ваши плечи обрушилась масса событий, связанных с переломными моментами в истории России, я имею в видур распад СССР. Как это отразилось на вашей деятельности?
– Я, будучи кадровым работником прокуратура прошел все ступени прокурорской деятельности, начиная с прокурора района миллионного города Хабаровского края. После, стал народным депутатом в начале 1990-го года и по измененной Конституции был избран Верховным Советом генеральным прокурором России – эта должность была введена впервые. Ранее вся система была централизована, и прокурор России назначался прокурором СССР. Это не значит, что мы рассыпали систему прокуратуры, она оставалась такой же централизованной, но полномочия и гарантию этих полномочий, впервые, по действующей тогда Конституции генеральный прокурор получил от съезда – от законодательной власти. С 1 февраля 1991 года на мою долю выпала и ГКЧП, и декабрьский распад СССР. Фактически произошла ликвидация прокуратуры СССР и мы были вынуждены подхватить то, что упало и сохранить преемственность исполнения закона на территории России.
– Много ли вы взяли людей из советской прокуратуры?
– Когда СССР был ликвидирован, мы приняли целую отрасль нового надзора, которую в России не знали. Туда вошел огромный пласт военной прокуратуры. Она всегда была замкнута на генеральном прокуроре Союза и вся система окружных, флотских прокуратур, в том числе группы войск, находящихся за границей – все это оказалось в подчинении генерального прокурора России. Кроме того, целая отрасль прокурорского надзора – это надзор за объектами особой секретности, куда входили спецпрокуратуры, осуществляющие надзор за объектами оборонной промышленности. Кроме того, все финансово-хозяйственные вопросы, которые решались в Союзной прокуратуре упали на меня. Когда в ноябре 1991-го года мы утвердили штатную численность, она составила 39 000 человек. Напомню, что тогда в органах прокуратуры было следствие, куда входило свыше 5 000 районных следователей, городских и региональных прокуратур. Все это финансово, хозяйственно и технически легло на плечи Союза. Нам удалось принять в первом чтении закон «О прокуратуре», а после падения СССР, в январе мы убедили Верховный Совет принять закон «О прокуратуре Российской Федерации». Этот закон действует тридцать лет и ни разу не переписывался. Мне удалось убедить депутатский корпус осознанно подойти к принятию закона о прокуратуре, уйти от временного понимания прокуратуры, как органа уголовного преследования. Считалось, что орган уголовного преследования – это только поддержание обвинения в суде. Лишение прокуратуры следствия в тот момент я считал неправильным, хотя был одним из разработчиков закона «О Следственном комитете». Об этом мало кто помнит, но тот расстрелянный Верховный Совет принял во втором чтении закон «О Следственном комитете». В тот период смены политического и экономического строя, огромном росте преступности, а тогда в год совершалось три с лишним миллиона преступлений, на принятие закона мы не решились. Но в том законе Следственный комитет был единый. Больше по нему следственного подразделения не было ни в МВД, ни в ФСБ, ни в таможне. Это был бы мощный орган, но при его создании не умалялись никакие возможности прокуратуры в осуществлении надзора.
– В тот период вам приходилось сталкиваться с тем, что мы называем «телефонным правом»?
– То, что по звонку чего-то требовали от прокурора, в первую очередь, зависело от уровня правосознания и культуры советских партийных работников. Шла аргументированная беседа и люди вынуждены были соглашаться с твоими доводами. Находился выход, чтобы интересы закона и идеологическая установка совпадали. То есть «телефонное право» существовало, но в определенных рамках.
– Что касается противостояние с ГКЧП. Как это было?
– ГКЧП не причина распада СССР, но ГКЧП стало той вехой, которое процесс распада сделало необратимым и ускорило его. ГКЧП действовало незаконным механизмом силового отстранения изоляции президента, с использованием вооруженных сил и объявлением не закона о ЧП. Тут же лидеры республик поставили себя на то место, когда войска могут также повлиять на их политику, тогда они поняли, что сохранение Союза в видении людей, которые окружали Горбачева, возможно только через силовое давление. Несмотря на то, что в марте был проведен референдум, где говорилось о возможности единства, участие в нем принимали только 9 республик вместо 15. Без сомнения можно сказать, что ГКЧП и происходящие в Москве события так повлияли на республики, что в августе, сентябре и октябре во всех республиках прошли новые референдумы, где уже стоял вопрос о независимости этих республик.
– Как законодательство регулировало такую форму преступления, как дело о ГКЧП?
– Дело о ГКЧП мы расследовали за четыре с половиной месяца. Девять месяцев следствие знакомилось с материалами дела, которое было сформировано в 140 томов. Следствие показало, что никаких видимых путей выхода из той кризисной экономической, политической, социальной ситуации у ГКЧП не было.
– Вам удалось отстоять самый главный постулат для вашего ведомства: прокуратуру в Конституционном праве. Как это было?
– Не надо забывать, что с 1991 года работала конституционная комиссия съезда, которую сформировал Ельцин, будучи председателем Верховного Совета, а в 1993 году вынужденно он созвал конституционное совещание. Так вышло, что я был и членом конституционного совещания, и к конституционной комиссии. В конституционном совещании шло полное отторжение прокуратуры, отсутствие статьи о ней в конституции. Я выступал против, я был убежден, что на переломном этапе смены политического, экономического и социального строя прокуратура должна присутствовать и обладать тем арсеналом инструментов, чтобы эффективно и оперативно реагировать на происходящие изменения. А некоторые считали, что прокуратуру нужно свести к функции поддержания гособвинения в судах по уголовным делам. Я не подписал этот проект Конституции, что вызвало негодование президента. Я сказал, что могильщиком системы я не буду, не только потому, что я преследую корпоративные интересы, я убежден, что это станет потрясением для всей государственной системы. После меня уже Казанник пошел с моим письмом к Ельцину и в последние дни в Конституции появилась статья о прокуратуре.
Первое десятилетие после развала СССР были сложными для органов внутренних дел: отсутствовало законодательство, финансирование, отрицание гражданами ранее привитых ценностей. Все это стало причиной того, что в первые годы существования современной России органы внутренних дел не могли должным образом реализовывать свои функции.
Губернатор Херсонской области Владимир Сальдо высказался о набирающем обороты скандале с воровством в высших эшелонах власти Украины. Его цитирует ТАСС. По мнению главы региона, коррупционное дело в украинской энергетике закончится…
Российский дизайнер Артемий Лебедев прокомментировал скандал вокруг исполнительницы Ларисы Долиной, которая по решению суда получила жилье, проданное за наличные деньги. Средства певица отправила мошенникам, оставив покупательницу без квартиры и денег.…
Боец ММА Заур Исмаилов прокомментировал предъявление ему обвинения в осквернении памятника ветеранам МЧС. Об этом в пятницу, 5 декабря, сообщает ТАСС. Видео его «спарринга» с монументом боец опубликовал у себя…
Авиакомпания Air Cairo отказалась зарегистрировать шестимесячного ребёнка россиянки на рейс до Шарм-эш-Шейха. Об этом сообщает издание TourDom. Изначально женщина приобрела через агрегатор билет только на себя, рассчитывая, что для младенца…
Аллигатор весом около 200 килограммов стал причиной ночной спецоперации в округе Сарасота во Флориде. Крупного хищника заметили около полуночи, когда он спокойно шел по улице. На место приехали полицейские и…
Площадь возгорания в порту Темрюка, которое возникло после атаки БПЛА, составила 1,3 тысячи квадратных метров. Об этом сообщил оперштаб региона в Telegram-канале. По информации МЧС РФ по региону, в тушении…