Общество

Лапы, крылья и хвосты: можно ли засудить рестораны быстрого питания за нарушения?

Адвокат Янис Юкша рассказал, как потребителям бороться за свои права в суде и не только
8 октября 2019, 16:56
Куриная голова во фритюре вместо крылышек. Фото: nrnews.ru

Как мы все знаем из СМИ и кино, на западе суды присуждают крупные компенсации за услуги не должного качества: будь то насекомое в еде или отрубленный палец в банке пепси-колы. Общественная служба новостей решила выяснить, реально ли отсудить крупную сумму за моральный ущерб в России.

Ранее мы сообщали, о москвичке, которая обнаружила в упаковке с острыми крыльями жесткие перья. Девушка не дождалась извинений от сети ресторанов быстрого питания и решила обратиться в суд.

Адвокат Янис Юкша считает, что компенсацию получить возможно. Но сумма будет гораздо ниже, чем в США или даже Западной Европе.

Наши законы — самые гуманные

Не спешите ругать отечественные реалии и российское правосудие. По мнению адвоката, наши законы гораздо лояльнее западных. Например, в США все судебные дела решаются через адвокатов, услуги которых начинаются от 10 тысяч долларов. Это серьёзный бизнес с дорогими услугами. Поэтому и суммы компенсации в США другие.

У нас подать иск может любой желающий. И суд обязан его рассмотреть. Закон о защите прав потребителей позволяет отстоять свои интересы в суде в случае оказание услуг и продажи товаров ненадлежащего качества.

Главное помнить, что суд – дело состязательное. И обычному потребителю трудно будет тягаться с профессиональными юристами крупной компании. Но, тем не менее, выиграть дело и получить компенсацию можно. Особенно если подготовиться.

Сохраняем чеки

В суде вам придётся доказать, что что услуги или товар были некачественные, был нанесён ущерб здоровью, получена моральная травма.  Поэтому всегда сохраняйте чек – это главный документ, на основании которого можно обращаться в суд и требовать компенсацию.

Итак, если человек в результате неправильно приготовленной еды сломал зуб, он может рассчитывать на возмещение стоматологических услуг и морального ущерба. Главное – сохранить и предоставить все чеки.

А вот если вы обнаружили в кофе тараканов или острые перья в корзине с «острыми крыльями», то придётся доказать значительность морального ущерба.

— Я советую сразу же вызывать скорую. Например, у человека могло подскочить давление от испуга или отвращения. Всё это должны зафиксировать врачи. Или, как в случае с перьями в обеде, надо зафиксировать, что у девушки образовалась фобия. И она теперь не может есть курицу и опасается есть в кафе. Все это должно быть зафиксировано, а в суд представлена справка. Судья не врач, он не может оценить ваше состояние. Заключение специалиста поможет судье вынести решение, — рассказал Юкша.

Фото: pbs.twimg.com

А если решить дело миром?

Но сначала стоит попробовать урегулировать дело миром, считает адвокат. Для этого необходимо написать претензию организации. Вручить её стоит руководству компании под подпись, либо отправить заказным письмом. По закону время ответа на претензию составляет до 30 дней. Если вы не дождались удовлетворяющих вас действий (извинений, компенсации, решения проблемы), можно смело обращаться в суд.

Сколько требовать

— У большой организации отсудить деньги реально. Попытаться взыскать компенсацию можно и у маленькой компании, но не факт, что у неё будут деньги. В России очень разный уровень жизни. Если 100 тысяч рублей для дальней деревушки – оглушительно большие деньги, то для столицы это не очень значимая сумма. Закон универсален, он покрывает всю территорию России. И судейская практика исходит из общих подходов: минимальный размер оплаты труда, сколько реально зарабатывают люди итд. Но судебная практика имеет позитивные изменения, в том числе и в плане выплат морального вреда, — отметил адвокат.

Тем не менее, суммы компенсации все ещё оставляют желать лучшего. И время и силы, затраченные в суде зачастую не сопоставимы с выплатами, которых удаётся добиться по решению суда.

«Можно потребовать и 3 млн евро, но сумма для российской практики совершенно нереальная», отметил Юкша.

По словам адвоката моральный ущерб в таких случаях может составлять от 20 до 50 тысяч рублей. При хорошем исходе и должной подготовке можно добиться 100 тысяч.

После суда

Адвокат напомнил, что судебным решением дело может не ограничиться. Пострадавший в праве на законных основаниях распространять информацию, что данная организация производит услуги или товары опасные для потребителей. Компании не заинтересованы, чтобы подобная информация имела огласку. Ведь потери будут гораздо более значительными, чем полюбовное решение конфликта с пострадавшим потребителем. «Если они увидят, что человек решительно настроен отстаивать свои права, то, возможно, пойдут на встречу и удовлетворят требования», подчеркнул юрист.

Ранее мы писали, как потребителям отстоять нарушенные права в магазинах.

читайте также