test

Общество

Кризис с отдыхом в Крыму: куда поехать в 2022 году – мнение экспертов по туризму

18 мая 2022, 11:38
18 мая 2022, 11:38 — Общественная служба новостей — ОСН

Тревожные новости приходят из Крыма: до трети гостиниц и гостевых домов могут этим летом остаться закрытыми. Отельеры ожидают, что туристический сезон будет хуже на 30-40% от прогнозируемой загрузки. При этом инфляция не позволит для выправления ситуации снижать цены.

Два «ковидных» года очень тяжело переживались теми, кто привык отдыхать, уезжая в дальние края. Карантинные меры закрыли не только экзотические направления вроде Малайзии или Карибского моря. Даже с поездкой в привычную уже Турцию возникали существенные проблемы. Поэтому люди спасались поездками в Крым.

И, вот, в этом году, судя по всему, даже наш родной полуостров не сможет принять всех желающих. Чтобы разобраться в причинах, а также, понять, что делать, чтобы отпуск не пропал, Общественная служба новостей обратилась к экспертам из области туризма и гостеприимства.

Российского человека, желающего отдохнуть, ничто не остановит

Генеральный директор сети авторских отелей Иванна Табачникова преподаёт в РАХиГС премудрости управления в гостиничном бизнесе. Она рассказала нам, что ситуация имеет вполне объяснимые причины:

«Главная проблема – это билеты. Не на чем ехать», – сказала Табачникова.

Наша собеседница объяснила, что необходимо учитывать психологию людей:

«Если рассматривать «пирог» причин отказа от поездок куда-либо, то есть люди, у которых изменились финансовые обстоятельства, они стараются перенести отпуск куда-то поближе к району постоянного проживания. Таких немного. Ещё одна часть населения, вообще, считает, что никуда ехать не надо, но такие не вносят вклад в снижение потока туристов».

С лёгкой иронией эксперт заметила, что российского человека ничто не останавливает:

«Возьмём прошедшие майские праздники: невозможно же было купить билеты на поезд. Никакие. И народ, который был мотивирован ехать, ехал на автотранспорте. Но у нас автотранспорт не очень развит, как вид туризма. Не все люди к такому готовы, и, во-первых, это из-за того, что их автомобили в таком состоянии, что не способен передвигаться на длительные расстояния. А, во-вторых, люди не воспринимают такое путешествие, как безопасное.

Поэтому люди рассчитывают на то, что будет некоторое количество рейсов. И с рейсами в Крым не было никаких проблем почему? Потому что их было очень много, а сейчас их стало намного меньше».

Впрочем, как объяснила отельер, проблемы, с которыми столкнулись её коллеги в Крыму, не являются непреодолимыми:

«Я знаю объекты, у которых нет проблем с загрузкой: они всё распродали. Те, у кого есть наработанная целевая аудитория, кто рано стартует с предпродажами, они, естественно, сезон закрывают. Но здесь очень много зависит от ценового сегмента. Если, например, люди едут не из Москвы и Петербурга (столицами же у нас страна не ограничивается), то они попадают в Крым не напрямую, а через транзитную точку. И цена в таком случае может быть космической».

Табачникова добавила, что государство может оказать серьёзную поддержку туриндустрии Крыма:

«Необходимо добиться того, чтобы Крым воспринимался сегодня как спокойное место, в которое можно ехать. Это политическо-коньюнктурный вопрос. Второе – это обеспечение транспортной доступности и сопоставимости цены на отдых с ценой перемещения. Третье – политика информирования, которая позволила бы людям как минимум посмотреть в этом направлении. В отношении отдыха в Крыму до сих пор существуют стереотипы, с которыми надо работать. Ведь есть очень хорошая динамика по изменению качества отдыха на полуострове».

Плацкарт по цене полёта на самолёте

По словам полномочного представителя Общенационального Союза индустрии гостеприимства в Центральном Федеральном округе Дмитрия Голикова, похожие проблемы есть не только у Крыма:

«Такая же сложность есть у некоторых регионов южной части Центрального Федерального округа, в которых закрыты аэропорты. Та же Воронежская область, которая является привлекательной для туристов, но есть возможность приехать туда другими видами транспорта. А в Крыму основное снижение туристов ожидается за счёт тех, кто раньше прибывал на самолёте.

Такие не поедут на поезде в принципе. Для них двухдневная поездка – это, соответственно, четыре дня выпадающие из отпуска. Или если это люди из бизнеса, у которых время равняется деньгам».

Как пояснил наш собеседник, на те рейсы, которые есть, билеты расхватывают моментально:

«Мои знакомые проводили эксперимент: ради интереса пытались купить билет в Крым. По результату выяснили: буквально через несколько дней после того, как открывается продажа, она уже закрыта. И это мы говорим не о самых комфортных поездках: о плацкарте. Купейные раскупают ещё быстрее. При этом надо учесть, что стоимость поездки на поезде в Крым практически равняется стоимости перелёта.

В результате будет «срезан» тот сегмент туристов, которые предпочитают летать самолётом. Мне сложно представить, что в Геленджик поедет на поезде человек, который приедет туда, как клиент гольф-клуба. Зачем ему это, если аналогичные клубы сегодня есть уже и в Подмосковье?»

Эксперт заметил, что не слишком правильно оценивать спад количества отдыхающих только по проблемам, возникшим у гостиниц:

«Можно найти статистику по снижении потока клиентов, которая касается отелей, вошедших в определённую классификацию: три звезды и выше. Но юг – и тот же самый Крым – это очень большой сегмент людей, которые живут в апартаментах, даже в каких-то местах коллективного размещения, которые местные контролирующие и исполнительные органы просто не видят. Половина Сочи застроена такими отелями.

Я более чем уверен, что такие объекты прекрасно загрузятся. Они, наоборот, сталкиваются сейчас с большим запросом, потому что жильцами таких объектов могут стать люди, которые раньше ездили в ту же самую Турцию, экономя на «пакетных» поездках. Примерно за те же деньги они теперь могут съездить в Сочи или в Крым».

Голиков заметил, что не стоит оценивать сферу гостеприимства и проблемы в ней, фокусируясь только на Крыме:

«Уже сейчас можно предсказать, что в некоторых регионах, не только в Крыму или Сочи, будет спад количества отдыхающих. Но с такой же вероятностью я могу предположить, что те, кто не поедет в Сочи или тот же Воронеж, отправятся на тот же самый Алтай, в Сибирь, в Карелию или ещё куда-нибудь.

Возможно, туристический поток перераспределится. Люди, не имея возможности активно выезжать за границу, начнут посещать другие регионы России. Этот процесс был уже в прошлом году».

А мы уйдём на север

Пару лет назад, когда на площадке Общественной службы новостей обсуждались проблемы туристической отрасли, звучали предложения, которые тогда казались не слишком удачной шуткой: отправляться отдыхать на Дальний Восток, Колыму.

Но как рассказала советник генерального директора ООО «Хатанга» Наталья Осипова, сегодня создаётся инфраструктура даже в ещё более непривычных, с точки зрения проведения отпуска, местах:

«Мы делаем национальный маршрут Диксон-Норильск-Хатанга. Арктика, вообще, сейчас регион, который важен стратегически. Но тут вполне можно развивать туризм. Например, тут есть мыс Челюскина, который является самой северной точкой Евразии. Почему весь мир знает о мысе Доброй Надежды, который, на самом деле, не является южной точкой Африки, но туда идут миллионные паломничества туристов. А про мыс Челюскина даже в России многие не знают.

Сейчас в российской Арктике пошла жёстка конкуренция в развитии туризма. И лидерство тут держит, конечно, Мурманская область. Например, если спросить китайцев «что такое Арктика?», они, несомненно показывают именно на этот регион. Но, в нашем понимании, это, конечно, «Арктика-лайт», ничего общего с крайним севером это не имеет».

Наша собеседница рассказала, что активно используется оставшееся советское наследство:

«Хатанга в этом плане очень выгодное место: это всегда был посёлок для легендарных арктических экспедиций. В советское время этот посёлок, в котором проживало около 7 тысяч человек, был оборудован по стандартам городов-миллионников. Поэтому даже сейчас Хатанга обладает аэродромом, на который могут и садиться самолёты и взлетать те, которые полетят на Северный полюс. На аэродроме есть несколько лабораторий, ранее был собственный парк вертолётов и самолётов. Каждый день прибывали рейсы и Красноярска, а три раза в неделю – из Москвы».

Хатанга находится за полярным кругом. И тем не менее ошибочным будет считать, что это край вечных снегов. Летом там температура может подниматься выше 30 градусов. Понятно, что это не означает пляжный отдых. Но и кроме него, как объяснила Осипова, там есть чем заняться:

«Во-первых, это, действительно, крайняя Арктика. Все советские легендарные полярные экспедиции – они выходили отсюда, каждый кусочек там пропитан этой историей. Там находится самый северный храм России, в котором находится один из четырёх охранных крестов России. Вблизи Хатанги найдено огромное количество останков древних животных: мамонты, шерстистые носороги. Эти останки в огромном количестве лежат на поверхности в огромном музее, который оборудован прямо в леднике. При этом можно прямо поучаствовать в мини-экспедиции, в которых под руководством профессиональных археологов-палеонтологов можно лично извлечь кости этих животных».

Природа края, хоть и уступает тропикам в изобилии, зато ничуть не менее уникальна:

«Рядом с Хатангой находится стадо овцебыков, которые в России, вообще-то, не водятся. Этих привезли из Канады. Можно не только посмотреть на чудесных животных. В силу понятных обстоятельств, куриное, свиное мясо или говядина в тех краях – это жутко дорого. Поэтому туристов ждёт совершенно уникальная кухня, где любые мясные блюда будут либо из оленины, либо из мяса овцебыков. Если говорить о гурманах, то многие знают легендарную строганину. И на Таймыре её можно есть совершенно без опаски: арктическая морская рыба, в отличие, например, от дальневосточной, без гельминтов», – рассказала наша собеседница.

Любители активного отдыха – что спортивного, что культурного – не останутся без дела:

«Если кто-то предпочитает активный отдых, тоже есть чем заняться. Уже сейчас организовываются сплавы по северным рекам. Во время путешествия можно заняться спортивной рыбалкой: в реках водится краснокнижный таймень, которого придётся отпустить. Зато хариусы, судаки и другая рыба – это всё без проблем может быть использовано на шашлык или для арктической ухи.

Ну и, повторюсь: рядом мыс Баранова, мыс Челюскина. Значит можно совершить путешествие к местам легендарных полярных станций, с помощью которых россияне открывали и исследовали серверные территории», – подытожила эксперт.

Кризис – не повод отменять отпуск

Для завершения стоит заметить, что ситуация в мире стремительно меняется. Поэтому привычные алгоритмы – в том числе и отдыха – в самое ближайшее время сильно изменятся. А какие-то вообще отомрут.

По этому поводу можно горестно переживать и сетовать на несправедливость жизни. Но, как справедливо заметила один из наших экспертов, русского человека ничем не остановить. Можно гарантировать, что наше жизнелюбие сумеет органично встроиться в любые сложности, которые создаст неуютный мир.

И, как можно видеть, профессионалы уже работают для того, чтобы россиянин сумел достойно отдохнуть даже в условиях, где, как известно другие, более чахлые народы, ждёт лишь унылый финал.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!