test

Общество

Как оградить ребенка от покупок по рекомендациям блогеров

21 декабря 2023, 14:30
21 декабря 2023, 14:30 — Общественная служба новостей — ОСН

Молодые люди сегодня готовы проибретать все, что демонстрируют влиятельные блогеры или знаменитости. Зачастую за счет подобной рекламы продаются низкокачественные товары за существенные деньги, что может стать серьезным ударом по бюджету. Общественная служба новостей разобралась, как оградить ребенка от покупок ненужных вещей по рекомендациям блогеров.

Почему мы покупаем то, что нам советуют знаменитости

«Покупки под влиянием чужого мнения совершают все — и дети, и взрослые. Сегодня существует целая индустрия инфлюенс-маркетинга или маркетинга влияния, основанного на идее одобрения товара или услуги неким влиятельным персонажем. Производители товаров по всему миру обратились к маркетингу влияния с того момента, как стал понятен информационный потенциал социальных сетей, и теперь рынок инфлюенс-маркетинга неуклонно увеличивается с каждым годом», — рассказала Общественной службе новостей декан факультета психологии Государственного университета просвещения Вероника Кирсанова.

Также известен и феномен «говорящих покупок». В рамках теории сигналов покупка определенного товара — это способ сообщить обществу о своем жизненном успехе, достатке и значимости. То есть человеку нужна не сама вещь как таковая, но то, что эта вещь обозначает для других, для общества. Для подростков и молодых людей такой способ произвести впечатление на окружающих очень соблазнителен в силу того, что покупка требует лишь денежных затрат, а не траты сил или времени. Ведь достаточно надеть дизайнерские кроссовки или куртку, чтобы резко повысить свой статус в среде сверстников.

«Молодые люди куда в большей степени, чем взрослые, прислушиваются к мнению медиа-личностей. Так как, с одной стороны, проводят в сетевом пространстве больше времени, с другой — более открыты влиянию в силу юного возраста. Поэтому различные блогеры-миллионники легко становятся для них образцом жизненного успеха. Жанр и качество медиа-продукта этих блогеров не так важны, как количество просмотров и число подписчиков. Успех таких блогеров у публики, доходы и предполагаемая легкость их получения завораживают молодежь. Мнение такого медиа-персонажа становится значимым, атрибуты его успеха — желанными», — отмечает Вероника Кирсанова.

Приобретая разрекламированный блогером или другим инфлюенсером товар, поклонник приобретает не только сам этот товар, но почти образ жизни, часть успеха, повышает таким образом свою самооценку. Ведь, как ему может казаться, он причастен через эту покупку к жизненной истории медиа-персонажа.

Действительно ли такие покупки важны

фото: freepik.com/Holiak

На самом деле покупка какого-либо товара не делает человека лучше, чем он есть. Для психологически зрелого человека стать значимым — значит, следовать по пути самореализации в личной и профессиональной сфере. Но это требует усилий, времени и стойкости. И понятно, что подростки и молодые люди часто выбирают более легкий и быстрый путь. Для них атрибуты красивой жизни фактически приравнены к самой такой жизни. Поэтому они готовы тратить последние деньги на брендовые или статусные товары либо же приобретают подделки под дорогостоящую одежду, обувь или аксессуары.

Проблемы возникают, когда денег тратится слишком много, покупки бессмысленны с практической точки зрения, или покупается нечто, что может нанести вред здоровью. Когда с товарами транслируется непродуктивный или опасный способ времяпровождения.

Что могут противопоставить этому родители

Чтобы ребенок не стал жертвой подобной рекламы, родителям следует помнить и соблюдать ряд правил:

1.  Создавать такие отношения с детьми, в которых самыми значимыми людьми будут мама с папой. Отношения, основанные на сотрудничестве и доверии, позволяют обсудить вопрос трат денег подростком конструктивно, договориться о том, как планируются и осуществляются покупки, почему от некоторых можно спокойно отказаться. Обсудить возможности заработка собственных денег, когда для этого появится время и сложатся подходящие обстоятельства. Эту рекомендацию невозможно реализовать в одночасье, особенно если отношения с ребенком складываются непросто, но это один из самых надежных путей к формированию у ребенка адекватной самооценки и чувства собственного достоинства, когда очередная купленная вещь чего-то значимого добавить не может.

2.  Помогать подростку реализовать свои таланты, формировать реалистичное позитивное представление о себе и своих возможностях. Например, доходчиво и понятно объяснить, почему подобная вещь или гаджет ему на самом деле не нужны, а на эти средства можно купить что-то действительно необходимое и полезное. Тогда от него можно ожидать более самостоятельного поведения, желания действовать по собственному почину, а не под влиянием третьих лиц.

3.  Демонстрировать самим осознанное потребление, ведь дети учатся и у нас тому, как обходиться с деньгами, планировать траты, оценивать их целесообразность и относиться ко мнению медиа-персонажей. Если мама или папа простаивают в очередях за новой версией популярного смартфона или приобретают себе вещи, в которых увидели блогера или знаменитость, было бы странным требовать от ребенка более осознанного и рационального подхода к покупкам.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!