test

Общество

Как Болонская система изменила образование в России?

26 мая 2022, 15:17
26 мая 2022, 15:17 — Общественная служба новостей — ОСН

Министр образования и науки Валерий Фальков заявил о планах ухода России от Болонской двухуровневой системы высшего образования, предполагающей бакалавриат и магистратуру. О влиянии Болонской системы на российское образование говорили спикеры на пресс-конференции Общественной службы новостей: первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин; руководитель проекта «Национальный рейтинг университетов» Алексей Чапыгин; доцент кафедры экономики и инноваций Московского государственного гуманитарно-экономического университета Евгений Трубачеев.

Олег Смолин уверен, что подобные заявления носят лишь политический характер. Он отметил, что относится к числу противников этого закона, поэтому жестко полемизировал по этому поводу с министром образования и науки.

«Нам все говорят, что мы выходим из Болонского процесса, при этом все аргументы не профессиональные, а политические: «Болонская система – западная, а нам нужна собственная». Нам, на мой взгляд, нужны профессиональные аргументы и профессиональный разбор ситуации», – отметил Смолин.

Кроме того, он уверен, что Россия практически не получила плюсов от Болонской системы образования. Он отметил, что Болонская декларация провозглашает образование общественным благом, а не услугой.

«В России в последнее время насаждалась концепция образовательных услуг, которая неверна фактически. Сверх того, она ставит педагогов школ и высших школ в унизительное положение «обслуживающего персонала»», – уверен Смолин.

Однако Евгений Трубачеев предположил, что для российских университетов могут возникнуть новые затраты при введении новых стандартов обучения. Также может вырасти и стоимость обучения для студентов из-за увеличения срока учебы.

««Конечно, если будут введены какие-то новые стандартны по техническому обеспечению – мебель, техника, программному обеспечению, тогда затраты возникнут, но здесь необходимо рассматривать, каково будет новое образовательный стандарт. Пока у нас нет базы, на основе которой можно было бы определить потенциальные новые расходы образовательных организаций, говорить об этом преждевременно. Стоимость обучения в целом не изменится, но из-за увеличения срока обучения общая сумма может измениться на 25 – 30 процентов», — сказал Трубачеев.

В свою очередь, депутат Смолин отметил, что экономить на образовании Россия не должна. По его словам, страны, которые рассчитывают на модернизацию, увеличивают затраты.

«Согласно данным ЮНЕСКО, в 2012 году по доле расхода на образование от ВВП Россия занимала 98 место. Согласно данным тех же организаций, в 2018 году это было 120 место. Продолжать экономить в стране на образовании, значит поставить крест на модернизации страны», – заявил Смолин.

Однако Алексей Чапыгин заметил, что система высшего образования в России претерпела уже несколько изменений за короткий срок, и менять ее снова – не разумно. Он также добавил, что подобная реформа может отразиться на трудоустройстве будущих выпускников.

«Система образования исследования разработок в нашей стране уже пережила на протяжении 30 лет пять реформаторских прыжка, и опять подвигать к этому реформированию консервативную систему было бы не слишком разумно. Технологические изменения сейчас ускоряются, мы переходим просто в какую-то сингулярную систему, и мы уже не сможем готовить и переподготавливать специалистов, которые могут работать на быстро изменяющихся рынках труда, на высокотехнологичных рынках труда», — сказал Чаплыгин.

Кроме того, он отметил, что к Болонская система сегодня пользуется популярностью во всем мире, потому что она дает более гибкие возможности для студентов. Он также предложил перейти к модели 2+2+2, которая предполагает освоение общей программы в первые два года, а затем возможность заняться углубленным обучением или сменить направление. Такой подход сегодня распространен в европейских странах.

«Да, специалитет строился на протяжении 80 лет, а двухуровневая подготовка с гибкими программами создавалась почти 20 лет, хотя РДН уже 30 лет эти программы разрабатывает и реализует вполне успешно. Нужна система 2+2+2, чтобы студент получал возможность выбора курса дисциплин на свой вкус и возможности подготовки, чтобы промежуточные результаты засчитывались, и ими можно было воспользоваться при переходе и одного вуза в другой, при переезде из одной страны в другую», – уверен Чапыгин.

Напомним, Болонская система – это реализация положений декларации «Зона европейского высшего образования», подписанной министрами образования 29 европейских стран в 1999 г. Сейчас стран, которые участвуют в Болонском процессе, 49, включая Россию. Задачей подписанного соглашения была попытка создать единые унифицированные стандарты обучения в университетах разных государств. Система включает бакалавриат и магистратуру.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!