Общество

Есть два типа кофеманов: Одним повезло, другим нет — врач Королева

15 февраля 2024, 00:30 — Общественная служба новостей — ОСН

Кофеиновая зависимость может приводить к нарушениям работы центральной нервной и сердечно-сосудистой систем. Так, длительное злоупотребление кофе, особенно вкупе с курением, усугубляет состояние хронической усталости и может приводить к нарушениям сна. А при наличии у человека ожирения, большое количество кофеина даже способно приводить к сердечно-сосудистым катастрофам и нарушению ритма сердца. При этом степень, в которой проявляются указанные проблемы, для каждого человека индивидуальна и зависит от генетической предрасположенности, по которой люди делятся на два типа. Об этом Общественной службе новостей рассказала доктор медицинских наук, врач-диетолог Маргарита Королева.

Ранее в русскоязычных СМИ распространилось исследование, опубликованное в научном журнале BMJ Medicine. Ученые изучили показатели почти 10 тысяч человек и пришли к выводу, что употребление четырех чашек кофе в день помогает уменьшать массу тела и снижать риски развития сахарного диабета 2-го типа. Причем связи между количеством потребляемого кофе и рисками возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы они не обнаружили.

«Кофеман-курильщик изо дня в день получает двойное удовольствие от такого “допинга”, зависимость от него».

Как указала Королева, людей можно условно поделить на две категории – быстрых метаболизаторов, чей организм быстро перерабатывает кофеин и выводит остаточные продукты, и медленных метаболизаторов, у которых промежуточные продукты обмена накапливаются и продолжают оказывать негативное воздействие на системы организма. Зависит это от определенного набора генов, в частности цитохрома1А1 и цитохрома1А2, а также генов NAT1 и NAT2 и других, отвечающих за систему детоксикации организма. Помимо выведения продуктов переработки кофеина из организма, генетика также влияет на формирование вредных привычек – так, наличие гена DRD2 делает человека более склонным к кофеиновой или кофеино-сигаретной зависимости.

«Есть любители не только выпить 15 чашечек кофе в день, но и каждую из них сопровождать курением. Зачастую у любителей такого времяпрепровождения возникает зависимость от этих двух факторов, которые, работая вкупе, повышают работоспособность и улучшают когнитивную функцию на какой-то отрезок времени. Этот феномен объясняется тем, что и тот, и другой продукт обостряет чувствительность дофаминовых рецепторов к действию нейромедиатора дофамина. В итоге, кофеман-курильщик изо дня в день получает двойное удовольствие от такого “допинга”, зависимость от него, а вместе с тем, серьезные факторы риска. Но длительное использование этой пары продуктов, воздействующих на дофаминовые рецепторы, со временем может привести не только к перевозбуждению нервной и других систем, но и более тяжелым последствиям, — говорит врач. — Это не может не сказаться на работе центральной нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма».

Так, при наличии ожирения второй и третьей степени человек неизбежно сталкивается с нарушениями работы сердечно-сосудистой системы: гипертонией, нарушением сердечного ритма, ишемической болезнью сердца на фоне дислипидемии и нарушением углеводного обмена. В этом случае избыток кофеина приведет лишь к усугублению имеющихся проблем, особенно у человека с медленным метаболизмом. А если к этому прибавляется хронический стресс или острая стрессовая ситуация, возможны и сосудистые катастрофы – инфаркты и инсульты – которые потребуют дополнительной медицинской помощи, либо приведут к печальным последствиям, заметила Королева.

«Хронический стресс только будет усугубляться».

Кофе также едва ли способен помочь в снижении массы тела, добавила эксперт. Она отметила, что зеленые кофейные зерна действительно содержат хлорогеновую кислоту – антиоксидант, который ускоряет обменные процессы в организме и в качестве биоактивной добавки может использоваться в программах снижения веса. Однако сама по себе хлорогеновая кислота, равно как и кофе, не может быть самостоятельным фактором снижения веса и предупреждения развития сахарного диабета 2 типа. Это возможно только в случае, если человек, от раза к разу употребляя кофе, также будет следить за питанием, формировать полезные пищевые привычки, научится управлять стрессами, уменьшит количество потребляемых калорий и будет выполнять физические упражнения, подчеркнула Королева.

«Есть люди, которые постоянно находятся в состоянии хронической усталости на фоне сверхзадач, стресса, длительных периодов недосыпания, напряжённой физической и умственной работы. В таких условиях они начинают испытывать постоянные головные боли, сниженную работоспособность, и дополнительные нарушения в организме. И поэтому люди прибегают к кофе в надежде, что этот напиток придаст бодрости. Но на самом деле он не даёт энергию. Этот напиток вытягивает из организма последние запасы. Поэтому хронический стресс только будет усугубляться. И человек в долгосрочной перспективе получит не высокую работоспособность, а наоборот, нарушение сна и усугубление хронической усталости. Это неизбежно», — говорит эксперт.

Ввиду всех указанных рисков, людям с медленной переработкой кофеина не следует пить кофе чаще, чем три раза в неделю. Иначе система детоксикации организма не будет успевать выводить накопленные метаболиты из организма, отметила Королева.

Что же касается людей с быстрой метаболизацией кофе, то им, можно сказать, повезло – продукты обмена веществ в их организме не накапливаются, поэтому риски серьезных осложнений минимальны, а значит, они могут пить и по несколько чашек кофе в день без лишних опасений. Тем не менее, быстрым метаболизаторам все же следует следить за реакцией своего организма на кофе и контролировать уровень артериального давления, стресса и прочих показателей. Понять, к какому типу относится тот или иной человек можно обратившись к специалисту, резюмировала собеседница издания.

Ранее в разговоре с ОСН врач-диетолог Маргарита Королева сообщила, что сахарозаменители приводят к ожирению и депрессии.

Поделиться
Андрей Марков

Корреспондент. Окончил журфак СПбГУ, публиковался в университетской газете. Работал корреспондентом в Федеральном агенстве новостей и в ряде местных изданий.

Последние статьи

IT-эксперт Кокунцыков заявил, что мошенники маскируют вирусы под ChatGPT

Киберпреступники пересмотрели тактику и все чаще отказываются от примитивных подделок, используя доверенные цифровые платформы для атак на пользователей и компании. Об этом РИАМО сообщил основатель и руководитель компании «Кибербастион» Владислав…

% дней назад

Мерц выступил против новых долгов ЕС, но поддержал кредит Киеву

Канцлер Германии Фридрих Мерц, выступая в бундестаге, выступил против новых долгов Евросоюза, предупредив, что чрезмерная задолженность угрожает суверенитету и ограничивает свободу действий. Он напомнил, что некоторые страны ЕС уже тратят…

% дней назад

КИОН обнародовал рейтинг российского кино и сериалов за полугодие

Онлайн-кинотеатр «КИОН» ко Дню России подвёл итоги первой половины 2026 года. Платформа проанализировала зрительский интерес к российскому контенту и выяснила, какие фильмы, сериалы и артисты пользовались наибольшей популярностью. Результатами исследования…

% дней назад

Украинские чиновники назвали делегацию США на переговорах «передастами»

Киевские высокопоставленные чиновники выразили скептическое отношение к посреднической миссии администрации президента США Дональда Трампа в переговорах по урегулированию вооруженного конфликта. Согласно информации, опубликованной изданием «Украинская правда» со ссылкой на источники…

% дней назад

В Москве стартовали переговоры Лаврова и Аз-Зайяни на фоне кризиса в Заливе

Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров и глава МИД Бахрейна Абдель Латыф Аз-Зайяни приступили к переговорам в Москве. Об этом сообщил корреспондент РИА Новости. Встреча прошла на фоне обострения…

% дней назад

В Хабаровске школьница лишилась баллов ЕГЭ из-за видео в TikTok

Жительница Хабаровска лишилась результатов единого государственного экзамена после того, как разместила в TikTok видеоинструкцию по использованию шпаргалок. Инцидент произошел в прошлом году. На опубликованном ролике девушка подробно объясняла подписчикам, как…

% дней назад