Общество

Дети в спорте: Нужно ли растить чемпионов

9 апреля 2021, 15:34
Спортсмены. Лёгкая атлетика
Спортсмены. Лёгкая атлетика. Фото: Krot.info
9 апреля 2021, 15:34 — Общественная служба новостей — ОСН

Что мы делаем, когда приводим ребенка в спорт? Являются ли дети заложниками высоких достижений и как наладить свою жизнь после профессионального спорта, в программе «Круглый стол» в эфире телевидения Общественной службы новостей обсудили старший тренер Детской школы хоккея Центра Хоккейного Мастерства Сергей Суярков, спортивный психолог Роман Волков, заместитель Председателя Всероссийского общественного движения «Матери России» Екатерина Бадтиева, доцент Российского Государственного Университета Физической Культуры и Спорта, кандидат педагогических наук, мастер спорта по спортивной гимнастике Лариса Сиднева.

ОСН: Существует точка зрения, что когда мы предлагаем ребенку заняться определенным видом спорта, подразумевая дальнейший переход в профессиональный спорт, то в этот момент и заканчивается его детство, его классическое обучение. Он идет в спортивную школу, где основные предметы он изучает между тренировок, где заканчивается его привычное социальное общение и он из ребенка становится спортсменом. Согласны ли вы с этим?

Екатерина Бадтиева: В некоторой степени да. Любой ребенок заслуживает того, чтобы сохранить детство. Но многие родители, надеясь, что ребенок станет чемпионом, достигнет высот, тем самым ломают ему детство. Но бывает, что ребенок с психологической точки зрения достаточно зрел, он понимает, что будет знаменит, он готов нести за это ответственность.. Тут две точки зрения: либо мы ломаем жизнь ребенку, либо мы растим лидера, который понимает, что значит быть лучшим.

ОСН: Действительно ли, когда мы говорим «ты идешь в спорт» мы одновременно говорим ребенку «ты больше не ребенок»?

Роман Волков: Здесь нужно решить, кого мы вообще считаем ребенком. Это определение исторически менялось и в современном обществе понятие ребенка становится более размытым. Но ребенок всегда остается ребенком и специалистам известны определяющие деятельности, которые он проходит в своем развитии и стадии, и он их проходит в соответствии со своими возрастными данными. Если для дошкольников это игра, то ребенок играет и вовсе ему не надо объяснять, что это спорт и теперь он взрослый. То есть занимается любимым делом, обучается навыкам, которые в дальнейшем пригодятся в учебе. Когда мы говорим о начальной школе, то там идет деятельность «учение» и опять ребенку не надо объяснять, что он будущий чемпион и так далее — он может параллельно обучаться в обычной школе и в спортивной, прививая те или иные навыки. И в моей практике случалось, что перспективные дети совмещали это все.

ОСН: Возможно ли сегодня совмещать вот так учебу в спортивной и общеобразовательной школе и действительно ли на занятиях спортом можно вырастить лидера?

Сергей Суярков: Я занимаюсь в основном мальчишками и для них важен характер. Спорт формирует их характер, учит их справляться с трудностями. И я считаю, что спортом должен заниматься любой мальчишка и любой ребенок в принципе. Что значит «отнимать детство»? Он должен лежать на диване и играть в компьютерные игры? Или он учится, развивается, учится взаимодействовать.

ОСН: Но мы сужаем ему круг общения: он взаимодействует только с другими детьми в спортивной школе и со старшими спортсменами. Это отрезает ему доступ к классическому образованию. И это сказывается на здоровье, ведь интенсивная нагрузка на суставы и сухожилия сказывается на их дальнейшем состоянии.

Сергей Суярков: Согласен, что у того, кто профессионально занимается спортом, меньше времени на уроки. Но если у него есть характер.. У меня много воспитанников, которые закончили школу на отлично и в совершенстве знают несколько языков. Это все зависит от родителей и от самих спортсменов. Спорт развивает трудолюбие, это главное для ребенка.

ОСН: Есть ли здесь золотая середина, чтобы для ребенка спорт стал любимым делом и не потребовал никаких лишений? Или без жертв не обойтись?

Лариса Сиднева: Я бы хотела на этот вопрос посмотреть с другой стороны и его разделить. Как говорят американцы: я люблю все по отдельности. Во-первых, любые физические занятия для ребенка полезны. Занятия регулярные очень важны и формируют очень многое, так что физкультура очень важна для каждого ребенка, как и здоровый образ жизни. Что касается спорта, его тоже можно поделить на две составляющие. Одна — та, которая идет на пользу организму, где формируются такие важные аспекты как воля, характер и дисциплина. С другой стороны, у некоторых детей есть перспективы в спорте. И именно о них вы сейчас говорите. Для особо одаренных детей, у которых есть большие склонности и природой заложено много способностей, которые очень мотивированы и нацелены на результат — для них есть перспективы в большом спорте. Но это, прежде всего, должен быть выбор ребенка, а не родителей. Если ребенку что-то очень нравится, его ничто не может заставить не ходить и не заниматься.




Самое интересное:

Tiktok | YouTube | Instagram | Facebook | VK | OK