Успехи детей в учебе неизменно радуют родителей, а нежелание постигать науки в школе, безусловно, огорчают. Но когда ребенок совсем не хочет учиться, это кажется катастрофой. С чем связан этот протест? В чем причины того, что ребенок не хочет учиться? Что делать в этой ситуации и как ему помочь? На эти вопросы Общественной службе новостей ответили эксперт по детско-родительским отношениям, семейный психолог Алевтина Румянцева и медицинский психолог Олег Долгицкий.
Малышей первых лет жизни не случайно называют «почемучками». Этот возраст связан с десятками открытий, которые крохи совершают каждый день. По мере взросления этот интерес угасать не должен, так как тяга к новым знаниям и опыту заложена в каждом человеке генетически.
«Нами постоянно движет интерес, и очень важно этот интерес развивать с рождения, — комментирует Алевтина Румянцева. — Но когда родители при воспитании малыша говорят «нельзя» чаще, чем «можно», интерес не развиваются, а наоборот, затухает. И тогда ребенок становится пассивным в получении новых знаний и навыков. Это приводит к отказу от обучения не только в младшем возрасте, у дошкольников, но и более старшем».
Отрицание учебы может проявляться в разном возрасте.
Если родители видят, что ребенок вообще не хочет учиться, бить тревогу еще рано. Во-первых, малыши все разные: по темпераменту, характеру, наследственным качествам. И в этот период сложно определить, насколько они способны впитывать новую информацию. Одним деткам это дается легко, их называют способными. А другим тяжело, и это связано с тем, что их мозг только «дозревает».
«Если таких детей начать «нагружать» учебой, они не смогут долго концентрировать внимание и задерживать на ней интерес, ― уточняет Алевтина Румянцева. ― И с учебой ничего не получится. Малыша нужно уметь чувствовать, не сравнивать его успехи с успехами других. А любое обучение следует проводить только в игровой форме».
«В норме к семи годам учеба должна становиться ведущей деятельностью, ― отмечает Олег Долгицкий. ― Но если ребенок отстает в своем психологическом развитии, его ведущей деятельностью остается игра, соответствующая более раннему этапу развития, ― периоду 3-7 лет. Именно поэтому некоторые ученики в младших классах хотят только играть и отказываются от учебы. Внешне это проявляется тем, что ребенок ходит на уроки с игрушками, он не усидчив, легко отвлекается. Его внимание невозможно удержать в течение 40 минут, из-за чего он не способен соблюдать регламенты школы».
Если ребенок не хочет учиться в школе в этом возрасте, важно оценить причины, которые к этому привели.
«Не каждый учитель способен увлекательно преподавать свой предмет, ― комментирует Алевтина Румянцева. ― Да и современные школьники требуют новых методов и систем обучения. Поэтому я всегда рекомендую подбирать начальную школу по учителю, а не по близости к дому. От первой учительницы зависит, будет ли у ребенка развиваться интерес к учебе».
Дети этого возраста очень подвижны. Им хочется много бегать, прыгать, «дурачиться», а их усаживают за парты и не дают ни минуты свободного времени, заставляя делать домашние задания. Отсутствие возможности для эмоциональной и физической «разрядки» вызывает у них своеобразный протест.
Другой причиной такого поведения становится активное вмешательство в образовательный процесс родителей.
«Если родители контролируют каждое действие школьника, не позволяют ему учиться самостоятельности и ответственности, он начинает проявлять такой протест, ― уточняет Румянцева. ― Раз вы меня не уважаете, не доверяете мне, значит, я тоже не буду делать то, что вы от меня хотите».
А так как ребенок еще маленький и влиять на родителей не может, он выбирает этот метод воздействия и придерживается его.
В этот период дети переходят из этапа детства в подростковый возраст, и это проявляется изменениями в их поведении, характере.
«В 12 лет начинается эпоха «подростничества», ― отмечает Олег Долгицкий, ― и ведущую учебную деятельность ребенка сменяет интимно-личностное общение, направленное на познание другого человека, себя, межличностных отношений и усвоение норм социального поведения. Поэтому в этот период подростка в большей степени интересует общение со сверстниками, а не занятия учебой».
Изменения гормонального статуса, появление новых увлечений и интересов меняют жизненные приоритеты подростка. Огромное влияние на него оказывают внешняя среда, мнение одноклассников. Поэтому для возраста 12 лет (6-7 класс) потеря интереса к учебе ― обычное явление, что часто отмечают учителя.
«Не нужно паниковать и расстраиваться, ― советует Алевтина Румянцева. ― Не нужно ругаться с детьми, им и так нелегко. И они, как никогда ранее, нуждаются в поддержке и понимании родителей».
Как помочь чаду, если он отвергает любые попытки «вразумить» его? Ведь очевидно, что ничего хорошего такие «перекосы» в поведении не сулят. Тем не менее, психологи советуют сохранять спокойствие и действовать по следующему алгоритму.
«Причину всегда нужно искать со всех сторон, ― уточняет Алевтина Румянцева. ― Она может быть в школе и в классе, может быть в родителях и их методах воспитания. Может быть, элементарно, у ребенка нет сил».
Если известно, что в школе есть проблемы, например, острый или затянувшийся конфликт с одноклассниками, неуважение учителей или их безразличие к ученикам, стоит не бояться менять класс или школу. Нередки случаи, когда после смены школы интерес к учебе возвращается.
Решать, что делать в такой ситуации, нужно только после выяснения ее причины. И помочь сыну или дочери можно только, если разобраться в той проблеме, которая привела к такому результату. Нельзя пытаться навязать или заставить учиться, это ни к чему не приведет. Развивать тягу к учебе можно только интересом.
Этот интерес, кстати, подпитывает и школа, которая формирует «соревновательную» среду в виде оценок. Для многих получение высоких оценок само по себе становится стимулом к учебе, ведь в этом случае возникает приятное ощущение «победителя соревнований». Если же чувства «достигаторства» у чада нет, можно использовать другие техники.
«Часто стимулировать к учебе может личный пример родителей, ― уточняет Алевтина Румянцева, ― так как дети не хотят быть хуже своих родителей».
Но этот же момент может работать и с точностью до наоборот. Если взрослые сами не любят учиться, а все свободное время проводят перед телевизором или с гаджетами, то и подростки будут их копировать.
Если он много болеет, не соблюдает режим дня, питается одним фаст-фудом и сладостями, не занимается физкультурой и тратит часы на игры в гаджетах, никаких сил на обучение у него не будет. Когда нет сил и энергии, нет и интереса. И для родителей должно быть первостепенным взять на себя ответственность в этих вопросах и проявить заботу о здоровье ребенка.
Помочь ребенку, который не хочет учиться, можно поддержкой его сильных сторон. Если он ― творческая личность, а точные науки даются ему с трудом, важно делать упор именно на тех предметах, которые ему нравятся, даются легко. На низких же отметках по другим, «трудным» дисциплинам стоит не заострять внимание, не переживать и не гнаться за оценками.
«По сложным предметам всегда можно найти хорошего репетитора, который сумеет влюбить школьника в свой предмет», ― советует Алевтина Румянцева.
Если взрослые часто говорят сыну или дочери о важности «хороших» оценок и ругают за плохие, ребенок пребывает в состоянии постоянного стресса. Он очень боится потерять любовь и уважение родителей, если не справляется с учебой, и этот страх сковывает его, мешает нормальному учебному процессу. У него все не складывается, начинает идти «не так».
Психолог советует родителям не формировать повышенных ожиданий и требований лишь «хороших» отметок, а поддерживать и подбадривать ребенка каждый день.
«Я всегда советую родителям говорить своим детям такие слова, ― отмечает Алевтина Румянцева. ― Учись, как получается, но старайся делать все возможное. Нам очень хочется, чтобы у тебя были знания, они тебе понадобятся в будущем для сдачи ЕГЭ, для поступления в вуз. Но мы любим тебя не за оценки, а просто потому, что ты наш ребенок. Знай это, и всегда можешь рассчитывать на нашу помощь и поддержку».
Важно понять, что учеба ― это зона ответственности не взрослых, а школьника, и относиться к ней именно так. Школа служит прекрасным тренажером для взрослой жизни. Ведь школьные ошибки не так страшны, как «взрослые», поэтому нужно позволять школьнику совершать их и учиться делать выводы. Рост и развитие происходят только через ошибки, а потому не нужно их бояться.
Несмотря на то, что обучение кажется очень важным, школьный период закончится быстро, а вот отношения между родителями и детьми формируются на всю жизни. Если в них все спокойно, родители поддерживают ребенка и показывают своим примером «правила поведения», тогда и интерес к обучению появляется и не угасает. А если нет, стоит обратиться к психологу, чтобы выяснить причины проблемы и справиться с ней.
Напомним, ранее психолог рассказал Общественной службе новостей, как стать уверенным в себе и повысить самооценку.
Учёные из Университета Северной Каролины идентифицировали новый вид клещевой бактерии Rickettsia finnyi, которая стала причиной тяжёлых заболеваний и гибели собак в США. Патоген родственен возбудителю пятнистой лихорадки Скалистых гор. По данным…
Президент США Дональд Трамп пытается урегулировать конфликт на Украине путем мирных переговоров, из которых исключил Европу. Об этом сообщает французское издание Le Monde. «Союзники Киева, чья судьба связана с Украиной…
Стратегия национальной безопасности администрации Дональда Трампа предлагает концептуально новый подход, граничащий с изоляционизмом и представляющий собой современное прочтение доктрины Монро. Об этом рассказывает издание РИА Новости. В документе открыто заявляется,…
В конце недели Сибирь ожидает резкое похолодание. По словам научного руководителя Гидрометцентра России Романа Вильфанда, в регион придёт арктический воздух с Северного Ледовитого океана. Сейчас температура в Сибири на 8-10…
Россия столкнулась со всплеском изощрённых кибератак, нацеленных на бесконтактные платежи. По данным «Лаборатории Касперского», только за летние месяцы 2025 года было зарегистрировано свыше 44 тысяч попыток заражения Android-смартфонов NFC-троянцами, что…
Руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин потребовал сообщить ему о ходе дела в отношении бойца смешанного стиля (MMA) Заура Исмаилова. Напомним, мужчина в Москве устроил спарринг с памятником ветеранам МЧС…