Общество

Автоюрист Радько рассказал, когда автопилоты полностью заменят водителей

24 апреля 2021, 19:33
Автопилот в такси. Фото: кадр из х/ф «Вспомнить всё» (реж. П. Верхувен, 1990)
24 апреля 2021, 19:33 — Общественная служба новостей — ОСН

Автопилоты сегодня активно разрабатываются. Есть даже мнение, что они на данный момент уже полностью готовы, чтобы стать полноценными участниками движения. Но этому мешает одна юридическая коллизия. Давайте попробуем проиллюстрировать её на примере.

Автомобиль под управлением автопилота движется по узкой улице. Пассажир сидит на заднем сидении и читает газету. Вдруг перед автомобилем выскакивает пешеход. Автопилот понимает, что избежать столкновения почти невозможно: затормозить уже не успеет, а изменение траектории приведёт машину в столб. И тогда может погибнуть пассажир.

В чью пользу должен делать выбор автопилот? Чья безопасность – пешеходов или своих пассажиров – для него должна быть приоритетнее? Эту дилемму Общественная служба новостей обсудила с адвокатом и автоюристом Сергеем Радько.

Как должен действовать автопилот?

Сергей Радько
Сергей Радько. Фото: Общественная служба новостей

«Если вместо автопилота за рулём будет живой человек, то ему придётся решать ту же задачу.

Есть расхожее мнение, что первый принцип дорожного движения: «пешеходов давить нельзя»? Это не совсем так.

ПДД обязывают водителя при возникновении опасности принять все меры для предотвращения аварии вплоть до остановки. Однако, если пешеход выскочил на дорогу слишком близко, и потом экспертиза установила, что у водителя не было технической возможности избежать наезда, то тут не будет никакой вины водителя.

Если пешеход выскочит в трёх метрах перед машиной, то даже с учётом исправной тормозной системы, хорошей дороги, отличной реакции водителя – всё равно у него нет возможности остановиться вовремя. Все эти факты и будут учитываться экспертом при проведении соответствующих расчётов».

Как должен действовать человек?

Киборг. Фото: кадр из х/ф «Лига справедливости» (реж. З. Снайдер, 2017)

«Вопрос в том, какая программа будет заложена в компьютер автопилота. Конечно, он быстрее водителя распознает опасность, быстрее него отреагирует: он, в отличии от человека, постоянно будет готов к тому, что человек может оказаться на пути.

Но в любом случае, решение должен принимать водитель. А если его в машине нет, то такое транспортное средство, по нашим законам, пока по улицам передвигаться не должно. Потому что именно на водителе лежит обязанность снижать скорость.

Не на автопилоте, а именно, на водителе.

На что он будет при этом полагаться: на свои глаза и реакцию или на вспомогательные инструменты (датчики и компьютер) – решать ему. Но он должен принять все меры для того, чтобы ДТП не произошло. Если он принял все меры – его вины нет. Если же, например, на полсекунды зазевался – он виновен».

А обязан ли водитель именно останавливаться?

Быстрый заезд. Фото: кадр из х/ф «Безумный Макс 2: Воин дороги» (реж. Дж. Миллер, 1981)

«Водитель может маневрировать, уклоняясь от столкновения, уходя от встречного удара, уворачиваясь от детской коляски или велосипедиста. Но, в любом случае, ответственно за манёвр также ложится на него. Потому что даже выполняя этот манёвр он обязан обеспечить его безопасность.

Если, выруливая от встречного автомобиля, он въезжает на остановку полную людей, то вопрос уже возникает об адекватности такого манёвра. Здесь он совершил манёвр, который не был безопасен. Водитель бы мог остановиться и получить удар встречного автомобиля, но он решил выполнить манёвр. И вся ответственность за такой манёвр целиком и полностью лежит на нём.

Справился – хорошо. Не справился, куда-то въехал – виноват».

У водителя больше ответственности

Водитель такси. Фото: кадр из х/ф «Такси» (реж. Ж. Пирес, 1998)

«Для принятия ответственного решения и нужен живой человек за рулём.

А главный смысл всех дополнительных систем автомобиля – вспомогательная. Эти системы не могут знать и учитывать всего того, что знает и понимает водитель.

Да мы видим много записей, где автопилот реагирует гораздо быстрее, чем водитель. Но это, в основном, в тех ситуациях, когда и так всё абсолютно ясно. А когда ситуация более сложная, неизвестно, по какому алгоритму должен работать автопилот.

Самое главное: водитель, имея определённые навыки вождения, может объехать препятствие и сохранить прямолинейное движение автомобиля. Сможет ли автопилот сделать такой манёвр – я сомневаюсь. Вряд ли у автопилота есть навыки экстремального вождения, иначе все спортивные автомобили давно бы соревновались без водителей.

Но до этого ещё дело не дошло. У нас пока только живые гонщики есть».