Фото: Общественная служба новостей
Участившиеся случаи ДТП с рейсовыми автобусами, включая резонансные аварии, заставляют задуматься: существует ли в стране достаточный контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей? Возникает ощущение, что их самочувствие проверяется не в полном объёме, а сонливость, утомлённое состояние и скрытые болезни часто остаются незамеченными.
Автоэксперт Владимир Сажин в беседе с корреспондентом Общественной службы новостей заявил, что проблему необходимо решать комплексно и на государственном уровне.
«Нужно усилить контроль и создать независимую организацию, которая следила бы за выпуском транспорта на линию»
«Нужно усилить контроль и создать независимую организацию, которая следила бы за выпуском транспорта на линию. Однако здесь важно кардинально менять сам подход к контролю. Проверки перед выездом и возвращением в парк есть, но что происходит с водителем в течение дня? С утра он может прийти на работу в нормальном состоянии, но позже, чтобы взбодриться, выпьет энергетик, переборщит с кофе или испытает стресс, что приведёт к скачку давления, уровня сахара или другим проблемам», — объяснил он.
Технические системы контроля состояния водителя, по словам эксперта, могут лишь предупредить о его ухудшающемся самочувствии, но не способны остановить автобус и отправить водителя к врачу. В связи с этим контроль, по мнению Сажина, должен быть постоянным.
«С утра водитель может казаться бодрым, наглотавшись таблеток от давления, а к середине смены почувствует резкий спад сил. Тогда он начнёт искать способы взбодриться — энергетиками, кофе, ещё чем-то. В итоге его состояние становится нестабильным, и последствия могут быть трагичными. Поэтому важно контролировать самочувствие водителя не только на старте смены, но и в течение дня», — пояснил он.
Владимир Сажин предлагает решать проблему при помощи цифровых технологий.
«Нужно внедрить систему контроля водителя через плавающий QR-код водительского удостоверения с Госуслуг-Авто. Этот код предъявляется при каждом выходе на линию, при возврате и в течение дня — например, на отстойно-разворотных кольцах. Система будет фиксировать, сколько водитель находится на линии, сколько отдыхает и не перерабатывает ли. Не лишней будет и проверка состояния здоровья водителя в течение дня во время межрейсового отстоя. Вся информация должна автоматически передаваться в надзирающие органы, что обеспечит оперативное реагирование», — пояснил он.
Эксперт уточнил, что данный QR-код нельзя будет сфотографировать или передать другому человеку, так как он постоянно меняется, а значит, подделка невозможна.
«Единственный вариант обойти систему — передать учётную запись Госуслуг, но это уже совсем другой уровень мошенничества. Если такая система заработает повсеместно, то и в такси, и в автобусных парках порядок можно будет навести», — указал он.
Внедрение системы, как отмечает Владимир Сажин, актуально не только для рейсовых автобусов, но и для заказных перевозок и межгорода. Он привёл пример — сейчас водители нередко после смены в одной компании подрабатывают в другой: сначала в такси, потом на автобусе. Формально их режим труда и отдыха соблюдён, но фактически они работают на износ.
«Представьте: человек отработал 12 часов на автобусе, поспал четыре часа и поехал возить людей в такси. По закону у него отдых есть, а по факту он на грани. Это огромный риск», — подчёркивает Сажин.
По его словам, после внедрения цифрового контроля во все коммерческие перевозки ситуация изменится.
«Должна быть единая система, где видно, кто, когда и сколько работал. Если водитель перерабатывает — пусть ГИБДД получает сигнал и останавливает его прямо на линии. С такси, конечно, сложнее. Там люди сами выбирают режим работы. Но пассажирские перевозки — это ответственность, и тут без жёсткого контроля никак. Проблему нужно решать. Комплексно и на уровне всей страны», — заключил специалист.
Советник главы Донецкой народной республики (ДНР) Игорь Кимаковский сообщил об уничтожении почти роты солдат 92-й отдельной штурмовой бригады Вооруженных сил Украины (ВСУ) одним ударом ФАБ-1500 в населенном пункте Александровка Днепропетровской области.…
Заболеваемость геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (мышиной лихорадкой) в России с января по октябрь 2025 года выросла в полтора раза по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает Казанский…
Доцент Финансового университета при правительстве России Игорь Балынин рассказал об изменении размера маткапитала в 2026 году. Об этом сообщает RT. По словам эксперта, сумма выплат будет проиндексирована на 6,8%. Так,…
В кулуарах медиаиндустрии вновь заговорили о перспективах перезапуска популярного вечернего телешоу «Вечерний Ургант». 2026 год может стать определяющим для дальнейшей судьбы программы. Об этом сообщил известный продюсер Павел Рудченко. По…
Официальный представитель МИД России Мария Захарова рассказала о попытках Европейского соза (ЕС) пустить под откос переговоры России с США по урегулированию на Украине. По словам дипломата, несмотря на медленное, но верное…
Наиболее сложные аспекты урегулирования конфликта на Украине в значительной степени остаются без решения. На это указала украинская газета Kyiv Post, ссылаясь на западного чиновника. Как отмечает источник, западные страны проявляют…