test

Эксклюзив

Автоэксперт Кадаков сделал три прогноза по продажам автомобилей в РФ в 2024 году

8 февраля 2024, 17:29
8 февраля 2024, 17:29 — Общественная служба новостей — ОСН

По данным Центробанка, российские автопроизводители скорректировали объемы выпуска, впервые за полтора года снизив загрузку мощностей. Произошло это на фоне снижения спроса, наблюдавшегося в конце 2023 – начале 2024 года. ЦБ также сообщил об обострении проблемы нехватки комплектующих у неназванного автоконцерна, сообщает Интерфакс.

Как отмечает главный редактор автомобильного журнала «За рулем», автоэксперт Максим Кадаков, падение спроса на автомобили в начале года совершенно неудивительно ввиду чисто сезонных причин, хотя значительную роль в этом сыграли и экономические факторы. Так или иначе, текущие корректировки в объеме выпуска в моменте вовсе не означают, что отечественные производители решили выпускать меньше машин, отметил он. Подробнее об этом специалист рассказал Общественной службе новостей.

«Покупатели сказали “это мы уже не потянем”».

blockquote

Кадаков указал, что АвтоВАЗ в 2024 году намерен выпустить на 130 тысяч автомобилей больше, чем в 2023-м, поэтому о реальном и долговременном снижении производства на заводах отечественных автопроизводителей говорить не приходится. Вместе с тем, отметил он, спрос на автомобили действительно «просел» в ноябре-декабре 2023 года, и обусловлено это целым рядом факторов. Один из них – повышение утилизационного сбора, повлекшее за собой подорожание машин на всем рынке. Причем формально это никак не коснулось отечественных автопроизводителей, поскольку им платить утильсбор не нужно. Однако из-за подорожания импортных авто в России вырос общий ценовой фон, что также привело и к подорожанию российского автопрома.

«Центробанк в течение полугода несколько раз поднимал ключевую ставку, и, естественно, заёмные деньги стали дороже. ЦБ и делал все это специально для того, чтобы сбить покупательский энтузиазм. Просто он добивался этого не только в автомобилях, но и везде, — говорит эксперт. — У нас около половины автомобилей, если мы говорим про легковые машины, покупаются в кредит. Более того, у нас даже значительная часть б/у-шных автомобилей покупается в кредит. Но если кредитные деньги резко подорожали в течение второй половины 2023 года, и цены на машины при этом тоже уперлись в потолок, то, конечно, покупатели сказали “это мы уже не потянем”».

В январе продажи авто в РФ упали еще сильнее, однако это нормально для первого месяца года, отметил Кадаков. «Январь всегда был мёртвым месяцем», сказал он. Так, если в декабре АвтоВАЗ продал около 40 тысяч машин, то в январе – всего лишь около 21 тысячи. Тем не менее, уже с февраля продажи начнут расти, добавил эксперт.

Что касается нехватки компонентов у отечественных автоконцернов, о которой докладывает ЦБ, собеседник издания говорит:

«Ну нет у нас подушек безопасности, мы их не выпускаем».

blockquote

«То, что у автопроизводителя есть проблемы с комплектующими – так это факт. Весь 22-23 год АвтоВАЗ жил и продолжает жить в этой парадигме. По-прежнему сохраняется импортозависимость. Ну нет у нас подушек безопасности, мы их не выпускаем. А взять их можно только за кордоном. Вот сейчас АвтоВАЗ нашёл нового поставщика подушек безопасности. Где он его нашёл? Конечно, в Китае, где же ещё, — указал он. — Это касается и некоторых других специфических, более мелких комплектующих, например, синхронизаторов для коробок передач, которые АвтоВАЗ завозит из Китая, блоков управления, каких-то механических мелких деталей, которые закупает либо сам АвтоВАЗ, либо его российские поставщики».

Так или иначе, некоторый рост спроса на машины с февраля и наращивание производства на АвтоВАЗе не позволит России выйти на уровень продаж, необходимый для обновления легкового автопарка, заметил Кадаков. Для этого в России нужно продавать порядка полутора миллионов автомобилей в год, указал он. В последний раз этот рубеж был преодолен в 2021 году, когда было продано почти 1.7 миллиона автомобилей. В 2022 российский авторынок переживал дефицит и реализовал меньше 700 тысяч машин, а по итогам 2023 года продажи выросли до миллиона с небольшим. На восстановление уровня продаж авто до необходимых для обновления автопарка показателей понадобится еще много времени, говорит эксперт.

«Даже 1.25 миллионов в моём оптимистичном прогнозе – это гораздо меньше, чем 1.7 миллиона в 2021 году».

blockquote

«Прогнозы сейчас строить – очень неблагодарное дело, потому что мы не знаем, что будет с рублём, не знаем, какова будет политика Центробанка. То он говорит, что он может повысить ключевую ставку, то говорит, что в течение 2024 года может её понизить. Но насколько – это тоже непонятно, — указал собеседник издания. — Мой прогноз заключается в том, что при развитии пессимистичного сценария, у нас в 2024 году будет продано 1.07 миллиона легковых автомобилей. Плюс-минус столько же, сколько было в 2023. Базовый сценарий – 1.175 миллиона. Я все-таки надеюсь, что, несмотря на всю эту вакханалию с ценами, какой-то прирост по отношению к 23 году будет, особенно с верой в то, что ЦБ ключевую ставку в середине года или во второй половине года все-таки снизит. А оптимистичный мой прогноз – 1.25 миллиона автомобилей. Это если вообще все сойдётся: и ставка будет падать, и рубль будет крепнуть, и решат проблемы с комплектующими, и все будет хорошо. Но даже 1.25 миллиона в моём оптимистичном прогнозе – это гораздо меньше, чем 1.7 миллиона в 2021 году».

Ранее в разговоре с ОСН автоэксперт Максим Кадаков сообщил о нехватке запчастей для китайских автомобилей в России.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!