Общество

Авиаюрист Герасимов: Ни один пассажир не застрахован от овербукинга

5 февраля 2024, 17:15 — Общественная служба новостей — ОСН

Овербукинг — ситуация, при которой авиакомпании продают билетов на рейс больше, чем есть посадочных мест в самолете — законодательно разрешена в Российской Федерации. При этом как-либо застраховаться от того, чтобы стать «лишним» на вылетающем воздушном судне, сегодня нельзя. Практически каждый может остаться в аэропорту из-за переполненности борта. Впрочем, в таком случае неудачливым пассажирам положен ряд компенсаций. Об этом Общественной службе новостей рассказал заслуженный адвокат России, бывший эксперт Международной организации гражданской авиации Павел Герасимов.

Ранее стало известно, что суд оштрафовал авиакомпанию «Победа» на 30 тысяч рублей за отказ в перевозке пассажирам, которые имели билеты на рейс — на них не хватило посадочных мест.

«Пассажиру предоставляется компенсация в полном объёме стоимости авиабилета, а также компенсация питания».

«С точки зрения закона овербукинг у нас разрешён, но есть определённые правила. Должна быть определённая частота рейсов, то есть размещение на следующем рейсе должно произойти не позже, чем через 8 часов. Разумеется, пассажиру предоставляется компенсация в полном объёме стоимости авиабилета, а также компенсация питания. То есть либо дают талон на питание в аэропорту, либо это питание возмещается в отдельных бизнес-залах, если в аэропорту такой имеется», — говорит Герасимов.

По его словам, овербукингом в России пользуются все авиакомпании, и связано это с попыткой обеспечить полную загрузку борта. Согласно статистике, в среднем около 10 % пассажиров, купивших билет, не являются на вылет. Поэтому компании продают авиабилеты с запасом — примерно на 15% больше, чем есть мест в самолете.

«Застраховать себя от такой ситуации на самом деле невозможно».

При этом в отдельных случаях пассажира все же могут взять на борт, причем бесплатно. Так, в авикомпаниях-лоукостерах на рейсах работают меньше бортпроводников, поэтому неудачливого клиента в случае его согласия и отказа от претензий могут посадить на так называемый джампсит — откидное кресло, предназначенное для членов экипажа.

«К сожалению, ситуации со штрафами вызваны тем, что авиакомпания в установленный промежуток не предоставила пассажиру перевозку по данному направлению, а также не предоставила ему альтернативу в виде авиабилетов другого перевозчика, что, разумеется, недопустимо, — подчеркнул юрист. — Застраховать себя от такой ситуации на самом деле невозможно. Каждый может столкнуться с такой проблемой».

Если пассажир из-за овербукинга не успел на пересадку или еще по каким-то делам, он может потребовать дополнительную компенсацию, однако добиваться ее придется в судебном порядке. Это связано с правилами ведения бухгалтерского учета в РФ, по которым любые выплаты невозможны без соответствующего заявления. Такая норма позволяет избегать злоупотреблений со стороны авиакомпаний, отметил юрист.

«В судебном порядке можно полностью взыскать стоимость ущерба плюс 50 % сверху в виде штрафов в пользу потребителя».

«Если человек обращается с претензией на получение какой-то компенсации, то в досудебном порядке она никогда не будет удовлетворена ввиду особенности бухгалтерского учёта. Но в судебном порядке можно полностью взыскать стоимость ущерба плюс 50 % сверху в виде штрафов в пользу потребителя. Так, если билет стоил 10 тысяч рублей, плюс из-за опоздания вы потеряли еще 10 тысяч, то в итоге вы получите 20 тысяч рублей и компенсацию в размере 10 тысяч. К сожалению, возможно это только в судебном порядке, однако государственная пошлина по судопроизводству в данном случае не взимается с потребителя. Суд взыщет ее с авиакомпании», — пояснил эксперт.

Для того чтобы избежать лишних проблем, связанных с овербукингом, в России нужно менять правила авиационной перевозки, считает Герасимов. Например, можно сократить временные лимиты на размещение на следующем рейсе до 2-3 часов, указал он. Так, если по направлению Москва — Санкт-Петербург проблем со скорым отправлением на следующем рейсе не возникает, то на маршрутах, по которым летают один-два самолета в сутки, оставление пассажира в аэропорту из-за нехватки мест создает очень много проблем и является серьезным нарушением прав потребителя. Для таких направлений с низкой плотностью перелетов нужно вводить ограничительные меры на овербуркинг, говорит эксперт.

Ранее в разговоре с ОСН авиаюрист Павел Герасимов рассказал, как возместить потери при опоздании на пересадку.

Поделиться
Андрей Марков

Корреспондент. Окончил журфак СПбГУ, публиковался в университетской газете. Работал корреспондентом в Федеральном агенстве новостей и в ряде местных изданий.

Последние статьи

Депутат Наумов: новая национальная модель для бизнеса может снизить цены в РФ

Цены на товары и услуги в России могут снизиться, если Национальная модель целевых условий ведения бизнеса заработает так, как задумано. Об этом «Газете.Ru» рассказал зампред комитета Госдумы по экономической политике…

% дней назад

Аферисты обманули Долину на десятки миллионов с помощью фото Человека-паука

Мошенники прислали певице Ларисе Долиной фото паспорта своего «сотрудника» с фотографией актера Тома Холланда. Он играл в серии фильмов о Человеке-пауке. Об этом сообщает «Фонтанка». Ранее Долина поучаствовала в шоу…

% дней назад

Профессор Ткаченко назвал пышный прием Путина в Индии сигналом США

Станислав Ткаченко заявил, что подчеркнуто торжественный прием Владимира Путина в Индии стал для Вашингтона сигналом, Попытки давить на Нью-Дели санкциями из-за российской нефти не остановят сближение двух стран, передает «ВЗГЛЯД».…

% дней назад

Кадыров пообещал жесткий ответ на удар ВСУ по Грозному

Глава Чечни Рамзан Кадыров в своем Telegram-канале пообещал жесткий ответ на удар ВСУ по высоткам в центре Грозного. По словам руководителя республики, ответные действия начнутся в ближайшее время и продлятся…

% дней назад

RS: Россия сохраняет преимущество, а Зеленский не идет к мирному урегулированию

Издание Responsible Statecraft заявило, что Владимир Зеленский не стремится к мирному урегулированию, несмотря на то, что военная и экономическая ситуация сейчас больше играет на стороне России. По оценке авторов, Москва…

% дней назад

«Страна.ua»: Буданов* может возглавить офис Зеленского

Начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов* рассматривается как один из возможных претендентов на пост главы офиса Владимира Зеленского. Об этом пишет «Страна.ua» со ссылкой на обсуждения в украинских…

% дней назад