test

Общество

Авиаюрист Герасимов: Ни один пассажир не застрахован от овербукинга

5 февраля 2024, 17:15
Фото: Общественная служба новостей
5 февраля 2024, 17:15 — Общественная служба новостей — ОСН

Овербукинг — ситуация, при которой авиакомпании продают билетов на рейс больше, чем есть посадочных мест в самолете — законодательно разрешена в Российской Федерации. При этом как-либо застраховаться от того, чтобы стать «лишним» на вылетающем воздушном судне, сегодня нельзя. Практически каждый может остаться в аэропорту из-за переполненности борта. Впрочем, в таком случае неудачливым пассажирам положен ряд компенсаций. Об этом Общественной службе новостей рассказал заслуженный адвокат России, бывший эксперт Международной организации гражданской авиации Павел Герасимов.

Ранее стало известно, что суд оштрафовал авиакомпанию «Победа» на 30 тысяч рублей за отказ в перевозке пассажирам, которые имели билеты на рейс — на них не хватило посадочных мест.

«Пассажиру предоставляется компенсация в полном объёме стоимости авиабилета, а также компенсация питания».

blockquote

«С точки зрения закона овербукинг у нас разрешён, но есть определённые правила. Должна быть определённая частота рейсов, то есть размещение на следующем рейсе должно произойти не позже, чем через 8 часов. Разумеется, пассажиру предоставляется компенсация в полном объёме стоимости авиабилета, а также компенсация питания. То есть либо дают талон на питание в аэропорту, либо это питание возмещается в отдельных бизнес-залах, если в аэропорту такой имеется», — говорит Герасимов.

По его словам, овербукингом в России пользуются все авиакомпании, и связано это с попыткой обеспечить полную загрузку борта. Согласно статистике, в среднем около 10 % пассажиров, купивших билет, не являются на вылет. Поэтому компании продают авиабилеты с запасом — примерно на 15% больше, чем есть мест в самолете.

«Застраховать себя от такой ситуации на самом деле невозможно».

blockquote

При этом в отдельных случаях пассажира все же могут взять на борт, причем бесплатно. Так, в авикомпаниях-лоукостерах на рейсах работают меньше бортпроводников, поэтому неудачливого клиента в случае его согласия и отказа от претензий могут посадить на так называемый джампсит — откидное кресло, предназначенное для членов экипажа.

«К сожалению, ситуации со штрафами вызваны тем, что авиакомпания в установленный промежуток не предоставила пассажиру перевозку по данному направлению, а также не предоставила ему альтернативу в виде авиабилетов другого перевозчика, что, разумеется, недопустимо, — подчеркнул юрист. — Застраховать себя от такой ситуации на самом деле невозможно. Каждый может столкнуться с такой проблемой».

Если пассажир из-за овербукинга не успел на пересадку или еще по каким-то делам, он может потребовать дополнительную компенсацию, однако добиваться ее придется в судебном порядке. Это связано с правилами ведения бухгалтерского учета в РФ, по которым любые выплаты невозможны без соответствующего заявления. Такая норма позволяет избегать злоупотреблений со стороны авиакомпаний, отметил юрист.

«В судебном порядке можно полностью взыскать стоимость ущерба плюс 50 % сверху в виде штрафов в пользу потребителя».

blockquote

«Если человек обращается с претензией на получение какой-то компенсации, то в досудебном порядке она никогда не будет удовлетворена ввиду особенности бухгалтерского учёта. Но в судебном порядке можно полностью взыскать стоимость ущерба плюс 50 % сверху в виде штрафов в пользу потребителя. Так, если билет стоил 10 тысяч рублей, плюс из-за опоздания вы потеряли еще 10 тысяч, то в итоге вы получите 20 тысяч рублей и компенсацию в размере 10 тысяч. К сожалению, возможно это только в судебном порядке, однако государственная пошлина по судопроизводству в данном случае не взимается с потребителя. Суд взыщет ее с авиакомпании», — пояснил эксперт.

Для того чтобы избежать лишних проблем, связанных с овербукингом, в России нужно менять правила авиационной перевозки, считает Герасимов. Например, можно сократить временные лимиты на размещение на следующем рейсе до 2-3 часов, указал он. Так, если по направлению Москва — Санкт-Петербург проблем со скорым отправлением на следующем рейсе не возникает, то на маршрутах, по которым летают один-два самолета в сутки, оставление пассажира в аэропорту из-за нехватки мест создает очень много проблем и является серьезным нарушением прав потребителя. Для таких направлений с низкой плотностью перелетов нужно вводить ограничительные меры на овербуркинг, говорит эксперт.

Ранее в разговоре с ОСН авиаюрист Павел Герасимов рассказал, как возместить потери при опоздании на пересадку.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!