test

Общество

Аналитик Ульянов назвал неизбежной утечку телефонных номеров мошенникам

14 ноября 2023, 17:25
Фото: Freepik / rawpixel
14 ноября 2023, 17:25 — Общественная служба новостей — ОСН

Проблема нежелательных спам-звонков сегодня актуальна практически для каждого россиянина. И если с официальными звонками от банков и мобильных операторов еще можно смириться, то постоянный «спам» от сомнительных номеров с не менее сомнительными предложениями вызывает только раздражение. Мало того, по ту сторону «провода» легко могут оказаться мошенники – и тогда проблема простого спама может быстро приобрести куда более серьезный характер.

При этом защититься от таких обзвонов российские абоненты практически никак не могут, поскольку их номера неизбежно будут «утекать» в публичный доступ. Об этом Общественной службе новостей рассказал руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов. Он также объяснил, как можно максимально снизить количество нежелательных входящих звонков.

«Сделать так, чтобы номер телефона никуда не попадал – невозможно».

blockquote

«Сделать так, чтобы номер телефона никуда не попадал – невозможно. Как вариант, можно завести номер, который нигде не будет использоваться. Но какой смысл в таком номере – неочевидно. Разве что для какого-то узкого круга знакомых, которые будут на него звонить, — сказал специалист. — На деле, когда мы приходим в любую организацию и заполняем какую-то анкету, мы всегда указываем номер. Даже если это было в бумажной форме, то информация так или иначе потом конвертируется в электронную базу данных. А дальше большой вопрос – каким образом эта база будет обрабатываться, будет ли она должным образом защищена или нет, утечка произойдет по злому умыслу или случайно?»

Как показывает практика, информация всегда и отовсюду утекает, отметил Ульянов. Поэтому номер телефона, которым абонент достаточно активно пользуется, со временем неизбежно попадет в чьи-то руки или в публичный доступ. А дальше «слитые» номера могут быть использованы как для простых спам-обзвонов, так и для мошеннических звонков, особенно, если кроме ФИО и номера телефона абонента к злоумышленникам попала дополнительная информация о нем.

«Появляется пометка “Подозрение на спам” или “Возможно предложение каких-то услуг”».

blockquote

Тем не менее, абоненты могут уменьшить количество входящих спам-звонков с помощью некоторых действий, указал собеседник издания. Например, можно добавлять нежелательные номера в черный список на телефоне. Впрочем, эффективно это будет только в случае, если звонки всегда поступают от конкретной организации и с одного и того же номера. Чаще всего номера «обзвонщиков» постоянно меняются, поэтому добавлять их номера в черный список после каждого нового входящего вызова может быть бессмысленно.

«Можно установить на смартфон различные программы по фильтрации звонков, или подключиться к аналогичным сервисам. Есть как платные, так и бесплатные. Это уже обеспечит какой-никакой уровень защиты от обзвонов, — сообщил специалист. — Причем эти программы бывают разными. Есть те, которые просто блокируют звонки, а есть те, которые этого не делают, но распознают номер, когда идёт вызов. Появляется пометка “Подозрение на спам” или “Возможно предложение каких-то услуг”, и человек уже сам принимает решение – будет он брать трубку или нет».

Такие сервисы лучше фильтруют входящие звонки, чем черный список на телефоне, но, тем не менее, не дают стопроцентной гарантии и работают «50 на 50», указал Ульянов. Так, программа может не распознать номер телефона обзвонщиков, поскольку он только появился и не успел попасть в соответствующую базу, или может неверно определить его категорию. Как бы то ни было, отсеивание даже половины нежелательных звонков уже является «хорошим подспорьем», уверен собеседник издания.

«В большинстве случаев – это платная услуга».

blockquote

«Еще один вариант – это различные сервисы, которые предлагают сами операторы. У них есть все базы и статистика звонков с различных номеров. Поэтому это одна из достаточно эффективных опций. Но нужно понимать, что в большинстве случаев – это платная услуга. Подключаешь – и у тебя подписка стоит сколько-нибудь рублей в день или в месяц. У кого-то бывает демо-режим, когда к сервису можно бесплатно подключиться на какое-то время, и потом уже, если все устроит, продолжить пользоваться платно», — заключил эксперт.

Ранее в разговоре с ОСН эксперт по безопасности Владимир Ульянов сообщил, что антивирус не гарантирует 100%-ную защиту устройства от заражения.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!