Лайфхаки

Как промыть систему охлаждения двигателя

8 мая 2025, 16:06 — Общественная служба новостей — ОСН

Загрязнение системы охлаждения мотора — довольно распространенная проблема, которая может существенно повлиять на работу всего автомобиля. В каналах двигателя, шлангах и патрубках со временем накапливаются различные отложения, которые ухудшают теплоотвод, вызывают локальные перегревы и негативно влияют на работу маслосъемных колпачков. Зная, как самостоятельно справиться с этой напастью, можно существенно сэкономить на услугах автосервиса. Общественная служба новостей расскажет, как промыть систему охлаждения двигателя.

Подготовка к промывке системы охлаждения

Правильная подготовка — залог успеха! Прежде чем приступать, нужно убедиться в необходимости процедуры, подобрать нужные инструменты, а также обеспечить все условия для проведения необходимых работ:

1. Промывка системы охлаждения требуется при появлении признаков загрязнения: перегрев двигателя, снижение эффективности печки, изменение цвета охлаждающей жидкости (появления мутности, ржавого оттенка и т. д.), наличие осадка в расширительном бачке. Дополнительными маркерами могут послужить частые поломки термостата или помпы, что связано с абразивным воздействием отложений на подвижные детали.

2. Помимо всех базовых инструментов (ключи, отвертки и т. д.) потребуется дистиллированная вода (8–10 литров), промывочный состав (кислотный или щелочной, в зависимости от типа загрязнений), новая охлаждающая жидкость, герметик (при замене патрубков), фонарик для осмотра труднодоступных узлов. Для старых автомобилей рекомендуется иметь запасные хомуты и прокладки сливных пробок.

3. Автомобиль устанавливается на эстакаду для доступа к нижним элементам. При отсутствии подъемника используются домкраты и страховочные подставки. Поверхность под двигателем обязательно застилается пленкой или картоном. Открывается капот, снимается декоративная накладка (если есть), обеспечивая доступ к радиатору и патрубкам.

4. В зависимости от модели автомобиля может потребоваться демонтаж воздушного фильтра, кожуха вентилятора, защитных щитков. Отсоединяются датчики температуры, если они блокируют сливные пробки.

5. Перед сливом двигатель охлаждается до 40–50 °C. Откручивается крышка расширительного бачка для выравнивания давления. Сливная пробка радиатора находится в нижнем углу со стороны водителя или пассажира. Подставляется широкая емкость (минимум 5 литров). После откручивания пробки жидкость сливается 10–15 минут. Для полного удаления остатков отсоединяется нижний патрубок радиатора. Слив повторяется для блока цилиндров (пробка расположена в моторном отсеке, часто скрыта под выпускным коллектором).

6. Отработанная жидкость собирается в герметичные контейнеры и в дальнейшем подлежит утилизации. Запрещен слив в канализацию или грунт.

Промывка системы охлаждения

После слива отработанной жидкости система требует тщательной очистки от накопившихся отложений, ржавчины и всех прочих возможных загрязнений:

1. После слива жидкости демонтируются патрубки. Внутренние стенки шлангов очищаются проволочной щеткой или струей воды под давлением. Радиатор промывается отдельно: снятый с автомобиля, он погружается в ванну с раствором лимонной кислоты (100 г на 1 л воды) на 2–3 часа. Для удаления грязи с внешней поверхности используется мягкая щетка и мыльный раствор.

2. Первая промывка выполняется частичным заполнением системы водой (до 50 % объема). Двигатель запускается на 5 минут, после чего вода сливается. Вторая промывка — полный цикл: вода заливается до максимума, двигатель работает до открытия термостата (обычно 10–15 минут), включается печка на максимальный режим. После слива оценивается цвет воды: при наличии примесей цикл повторяется. Помните, что двигатель нельзя держать включенным долго при неполном заполнении — 5 минут достаточно, иначе возможен локальный перегрев.

3. Кислотные составы (например, на основе ортофосфорной кислоты) применяются для удаления ржавчины и минеральных отложений. Щелочные средства эффективны против органических загрязнений и масляных пленок. Состав заливается в систему, двигатель работает 20–40 минут (точное время указано производителем). Важно не превышать время экспозиции: агрессивные компоненты могут повредить алюминиевые детали и резину.

4. При застарелых отложениях используется комбинированный метод: заливка промывочного средства на ночь без запуска двигателя. Утром система промывается водой 3–4 раза. Для труднодоступных участков (рубашка охлаждения блока цилиндров) применяется циркуляционная мойка с помощью специального насоса, подключаемого к патрубкам.

5. После химической обработки система промывается водой 2–3 раза до полного удаления реагентов. Контрольный запуск двигателя на 10 минут с последующим сливом позволяет убедиться в чистоте. При наличии следов пены или изменения цвета воды процедура повторяется.

6. Для ускорения испарения остатков воды снимаются патрубки, открывается крышка радиатора. Компрессором продуваются каналы (давление не более 1 атм). Время сушки — 1–2 часа. В холодном климате важно избегать замерзания остатков воды в системе.

Замена охлаждающей жидкости

После промывки система охлаждения должна быть заполнена новой жидкостью, соответствующей техническим требованиям автомобиля.

Анализ совместимости новой жидкости с системой

Охлаждающие жидкости класса G12+ (карбоксилатные) несовместимы с G11 (силикатными). Использование не подходящего типа приводит к гелеобразованию и засорам. В автомобилях с алюминиевым радиатором нужно использовать составы без силикатов. Концентрат разбавляется водой в пропорции 1:1 для умеренного климата, 2:3 — для холодных регионов.

Подготовка системы к заливке антифриза

Обязательно надо проверять герметичность всех соединений, затягиваются хомуты патрубков. Сливные пробки обрабатываются герметиком для предотвращения протечек. Убедитесь, что термостат установлен в правильном положении.

Заливка охлаждающей жидкости через расширительный бачок

Жидкость старайтесь лить медленно, чтобы избежать образования воздушных пробок. При отсутствии воронки используйте обрезанную пластиковую бутылку. После заполнения бачка запустите двигатель на 5 минут, затем долейте жидкость до нужного уровня.

Заливка через горловину радиатора

В некоторых моделях заливка осуществляется непосредственно в радиатор. Помните, что крышку можно открывать только при холодном двигателе. После заполнения радиатора жидкость доливается в расширительный бачок до середины между «MIN» и «MAX».

Удаление воздушных пробок методом прокачки

Для удаления воздушных пробок методом прокачки необходимо:

1. Запустить двигатель, прогреть до рабочей температуры.

2. Нажать несколько раз на педаль газа, чтобы увеличить давление в системе.

3. Ослабить хомут верхнего патрубка радиатора до появления жидкости.

4. На автомобилях с воздухоотводчиками открутить клапаны до прекращения шипения.

Источники:

1. А. Ф. Синельников, Р. А. Синельников. Автохимия. Краткий справочник. Москва, 2012

2. П. Жуков. Уход за автомобилем. Москва, 2009

3. А. Громаковский, Г. Бранихин. Техобслуживание и уход за автомобилем. Как сделать, чтобы машина жила долго. Санкт-Петербург, 2008

Читайте также:

Как купить машину без прав

Как проверить автомобиль на ограничения

Как отремонтировать машину по полису ОСАГО

Как отремонтировать машину по гарантии

Как поставить машину на учет в ГИБДД

Поделиться
Игорь Бережной

Историк по образованию. Долгое время работал в сфере рекламы. С 2023 года писал материалы для проекта «1000 поводов для гордости». С 2024 года - корреспондент Общественной службы новостей. В сфере интересов: история, технологии, автомобили, спорт, путешествия и туризм, походы, психология, музыка, звуковое оборудование, компьютеры, ремонт, бытовые лайфхаки.

Последние статьи

Главы МИД ЕС обсудят помощь Украине, новые санкции и Ближний Восток

На 15 декабря запланирована очередная конференция Европейского Союза, на которой соберутся руководители МИД входящих в состав объединения государств. Они продолжат диалог о возможной краже принадлежащих Российской Федерации активов, которые подверглись…

% дней назад

Strategic Culture: Зеленский использует выборы для продолжения конфликта

Западные державы могут вновь начать тратить огромное количество денежных средств на оказание помощи Киеву, но это не позволит боевикам изменить положение дел на линии боевого соприкосновения, их крах оказался неминуем.…

% дней назад

FAZ: переговоры по Украине в Берлине велись конфиденциально

Репортёрам немецких средств массовой информации не удалось практически ничего узнать по поводу украинско-американского саммита, который начался в столице Федеративной Республики Германия в воскресенье вечером. Подробностями об этом мероприятии поделилось местное издание Frankfurter Allgemeine Zeitung, подчеркнув,…

% дней назад

Уиткофф заявил о прогрессе на переговорах с украинской делегацией в Берлине

Специальный посланник Белого дома по связанным с бушующим на территории Украины противостоянием вопросам Стивен Уиткофф проинформировал, что на начавшемся в воскресенье украино-американском саммите обсуждалась предложенная главой государства Дональдом Трампом мирная…

% дней назад

Когда закончится СВО: пятичасовые переговоры в Берлине и тактика Зеленского «да, но»

Переговоры России и Украины при посредничестве США вступают в решающую фазу. В Берлине прошла пятичасовая встреча Владимира Зеленского со спецпредставителем Дональда Трампа Стивом Уиткоффом. Американская сторона заявила о «значительном прогрессе», однако западные СМИ фиксируют: глава киевского…

% дней назад

Российские войска штурмуют Гуляйполе и бьют по Одесской области: что происходит в зоне СВО на Украине

Вооруженные силы России наращивают темп операций в Запорожской области и впервые применяют новые типы вооружений для ударов по стратегическим объектам противника. Боевые действия на Украине в декабре 2025 года демонстрируют активизацию наступательных действий на нескольких направлениях одновременно.…

% дней назад