Как промыть систему охлаждения двигателя

8 мая 2025, 16:06
Фото: freepik.com/standret
8 мая 2025, 16:06 — Общественная служба новостей — ОСН

Загрязнение системы охлаждения мотора — довольно распространенная проблема, которая может существенно повлиять на работу всего автомобиля. В каналах двигателя, шлангах и патрубках со временем накапливаются различные отложения, которые ухудшают теплоотвод, вызывают локальные перегревы и негативно влияют на работу маслосъемных колпачков. Зная, как самостоятельно справиться с этой напастью, можно существенно сэкономить на услугах автосервиса. Общественная служба новостей расскажет, как промыть систему охлаждения двигателя.

Подготовка к промывке системы охлаждения

Правильная подготовка — залог успеха! Прежде чем приступать, нужно убедиться в необходимости процедуры, подобрать нужные инструменты, а также обеспечить все условия для проведения необходимых работ:

1. Промывка системы охлаждения требуется при появлении признаков загрязнения: перегрев двигателя, снижение эффективности печки, изменение цвета охлаждающей жидкости (появления мутности, ржавого оттенка и т. д.), наличие осадка в расширительном бачке. Дополнительными маркерами могут послужить частые поломки термостата или помпы, что связано с абразивным воздействием отложений на подвижные детали.

2. Помимо всех базовых инструментов (ключи, отвертки и т. д.) потребуется дистиллированная вода (8–10 литров), промывочный состав (кислотный или щелочной, в зависимости от типа загрязнений), новая охлаждающая жидкость, герметик (при замене патрубков), фонарик для осмотра труднодоступных узлов. Для старых автомобилей рекомендуется иметь запасные хомуты и прокладки сливных пробок.

3. Автомобиль устанавливается на эстакаду для доступа к нижним элементам. При отсутствии подъемника используются домкраты и страховочные подставки. Поверхность под двигателем обязательно застилается пленкой или картоном. Открывается капот, снимается декоративная накладка (если есть), обеспечивая доступ к радиатору и патрубкам.

4. В зависимости от модели автомобиля может потребоваться демонтаж воздушного фильтра, кожуха вентилятора, защитных щитков. Отсоединяются датчики температуры, если они блокируют сливные пробки.

5. Перед сливом двигатель охлаждается до 40–50 °C. Откручивается крышка расширительного бачка для выравнивания давления. Сливная пробка радиатора находится в нижнем углу со стороны водителя или пассажира. Подставляется широкая емкость (минимум 5 литров). После откручивания пробки жидкость сливается 10–15 минут. Для полного удаления остатков отсоединяется нижний патрубок радиатора. Слив повторяется для блока цилиндров (пробка расположена в моторном отсеке, часто скрыта под выпускным коллектором).

6. Отработанная жидкость собирается в герметичные контейнеры и в дальнейшем подлежит утилизации. Запрещен слив в канализацию или грунт.

Промывка системы охлаждения

После слива отработанной жидкости система требует тщательной очистки от накопившихся отложений, ржавчины и всех прочих возможных загрязнений:

1. После слива жидкости демонтируются патрубки. Внутренние стенки шлангов очищаются проволочной щеткой или струей воды под давлением. Радиатор промывается отдельно: снятый с автомобиля, он погружается в ванну с раствором лимонной кислоты (100 г на 1 л воды) на 2–3 часа. Для удаления грязи с внешней поверхности используется мягкая щетка и мыльный раствор.

2. Первая промывка выполняется частичным заполнением системы водой (до 50 % объема). Двигатель запускается на 5 минут, после чего вода сливается. Вторая промывка — полный цикл: вода заливается до максимума, двигатель работает до открытия термостата (обычно 10–15 минут), включается печка на максимальный режим. После слива оценивается цвет воды: при наличии примесей цикл повторяется. Помните, что двигатель нельзя держать включенным долго при неполном заполнении — 5 минут достаточно, иначе возможен локальный перегрев.

3. Кислотные составы (например, на основе ортофосфорной кислоты) применяются для удаления ржавчины и минеральных отложений. Щелочные средства эффективны против органических загрязнений и масляных пленок. Состав заливается в систему, двигатель работает 20–40 минут (точное время указано производителем). Важно не превышать время экспозиции: агрессивные компоненты могут повредить алюминиевые детали и резину.

4. При застарелых отложениях используется комбинированный метод: заливка промывочного средства на ночь без запуска двигателя. Утром система промывается водой 3–4 раза. Для труднодоступных участков (рубашка охлаждения блока цилиндров) применяется циркуляционная мойка с помощью специального насоса, подключаемого к патрубкам.

5. После химической обработки система промывается водой 2–3 раза до полного удаления реагентов. Контрольный запуск двигателя на 10 минут с последующим сливом позволяет убедиться в чистоте. При наличии следов пены или изменения цвета воды процедура повторяется.

6. Для ускорения испарения остатков воды снимаются патрубки, открывается крышка радиатора. Компрессором продуваются каналы (давление не более 1 атм). Время сушки — 1–2 часа. В холодном климате важно избегать замерзания остатков воды в системе.

Замена охлаждающей жидкости

После промывки система охлаждения должна быть заполнена новой жидкостью, соответствующей техническим требованиям автомобиля.

Анализ совместимости новой жидкости с системой

Охлаждающие жидкости класса G12+ (карбоксилатные) несовместимы с G11 (силикатными). Использование не подходящего типа приводит к гелеобразованию и засорам. В автомобилях с алюминиевым радиатором нужно использовать составы без силикатов. Концентрат разбавляется водой в пропорции 1:1 для умеренного климата, 2:3 — для холодных регионов.

Подготовка системы к заливке антифриза

Обязательно надо проверять герметичность всех соединений, затягиваются хомуты патрубков. Сливные пробки обрабатываются герметиком для предотвращения протечек. Убедитесь, что термостат установлен в правильном положении.

Заливка охлаждающей жидкости через расширительный бачок

Жидкость старайтесь лить медленно, чтобы избежать образования воздушных пробок. При отсутствии воронки используйте обрезанную пластиковую бутылку. После заполнения бачка запустите двигатель на 5 минут, затем долейте жидкость до нужного уровня.

Заливка через горловину радиатора

В некоторых моделях заливка осуществляется непосредственно в радиатор. Помните, что крышку можно открывать только при холодном двигателе. После заполнения радиатора жидкость доливается в расширительный бачок до середины между «MIN» и «MAX».

Удаление воздушных пробок методом прокачки

Для удаления воздушных пробок методом прокачки необходимо:

1. Запустить двигатель, прогреть до рабочей температуры.

2. Нажать несколько раз на педаль газа, чтобы увеличить давление в системе.

3. Ослабить хомут верхнего патрубка радиатора до появления жидкости.

4. На автомобилях с воздухоотводчиками открутить клапаны до прекращения шипения.

Источники:

1. А. Ф. Синельников, Р. А. Синельников. Автохимия. Краткий справочник. Москва, 2012

2. П. Жуков. Уход за автомобилем. Москва, 2009

3. А. Громаковский, Г. Бранихин. Техобслуживание и уход за автомобилем. Как сделать, чтобы машина жила долго. Санкт-Петербург, 2008

Читайте также:

Как купить машину без прав

Как проверить автомобиль на ограничения

Как отремонтировать машину по полису ОСАГО

Как отремонтировать машину по гарантии

Как поставить машину на учет в ГИБДД

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.