Лайфхаки

Как определить износ шин без специальных приборов

6 мая 2025, 23:26 — Общественная служба новостей — ОСН

Безопасное вождение напрямую зависит от состояния автомобильных шин. Своевременная диагностика их износа — это один из важнейших элементов технического обслуживания транспортного средства. Однако не всегда есть возможность воспользоваться профессиональным оборудованием для проверки состояния резины. Общественная служба новостей расскажет, как определить износ шин без специальных приборов.

Визуальный осмотр шин

Шины — это та часть автомобиля, которая постоянно контактирует с дорогой. Их состояние напрямую влияет на безопасность езды. Первый способ оценить износ — внимательный визуальный осмотр.

Оценка глубины протектора

Глубина протектора — ключевой параметр износа. Новая летняя шина имеет глубину 7–8 мм, зимняя — 9–12 мм. Минимально допустимая глубина для летних шин — 1,6 мм, для зимних — 4 мм. При отсутствии измерителя оцените протектор визуально. Если рисунок протектора почти сравнялся с поверхностью шины, это сигнализирует о критическом износе.

Выявление трещин и порезов

Трещины на боковинах или между блоками протектора указывают на старение резины. Порезы могут возникнуть от контакта с острыми предметами. Даже небольшие повреждения способны привести к разрыву шины при нагрузке. Особое внимание уделите боковым стенкам — их толщина меньше, чем у протектора.

Обнаружение деформаций и вздутий

Вздутия (так называемые грыжи) на поверхности шины появляются из-за повреждения корда. Они возникают после ударов о бордюры или проезды через ямы. Деформированные участки снижают устойчивость автомобиля и повышают риск аварии. Проверьте шину на наличие выпуклостей, вращая колесо вручную.

Проверка состояния шипов (для зимних шин)

Если шина шипованная, убедитесь, что шипы не выпали. Потеря более 30–40 % шипов снижает сцепление со льдом.

Использование индикаторов износа

Большинство современных шин имеет встроенные индикаторы износа — резиновые перемычки высотой 1,6 мм, расположенные в канавках протектора. Найдите метки «TWI» (Tread Wear Indicator) на боковине: они указывают на расположение индикаторов.

Интерпретация индикаторов

Если поверхность протектора стерлась до уровня индикаторов, шина не пригодна для эксплуатации. Индикаторы выглядят как плоские полоски, пересекающие канавки. Зимние шины часто имеют дополнительные индикаторы на глубине 4 мм.

Особенности индикаторов у разных брендов

Некоторые производители используют цветные слои в протекторе. Например, когда стирается верхний черный слой, появляются желтый или красный слои, указывающие на износ.

Проверка индикаторов при неравномерном износе

Если износ неравномерный, индикаторы могут сохраниться на одних участках и стереться на других. Вращайте колесо и проверьте все зоны протектора.

Измерение глубины протектора подручными средствами

Если индикаторов износа нет или вы хотите перепроверить их данные, можно обойтись подручными предметами.

Использование монеты

Чтобы замерить глубину протектора монетой, следует выбрать монету с хорошо различимым кантом. Лучше использовать монетку номиналом 10 рублей. Выберите несколько точек на протекторе для измерения. Рекомендуется проверить глубину в центре, по краям и на внутренней стороне шины. Вставьте монету в канавку протектора кантом вниз. Убедитесь, что кант полностью погрузился в канавку. Если кант монеты полностью скрыт протектором, глубина достаточна. Если кант виден, значит, протектор изношен и шину необходимо заменить.

Использование линейки или штангенциркуля

При отсутствии монеты используйте линейку. Установите ее вертикально в канавку и зафиксируйте уровень поверхности протектора. Штангенциркуль повысит точность: замерьте несколько точек по окружности колеса, чтобы выявить неравномерный износ.

Анализ неравномерного износа

Шина может изнашиваться неравномерно — по краям, в центре или только с одной стороны. Такой износ указывает на проблемы с давлением, развалом-схождением или подвеской.

Износ по центру протектора

Чрезмерный износ центральной части указывает на перекачанные шины. Высокое давление увеличивает нагрузку на середину, уменьшая пятно контакта. Проверьте давление манометром.

Износ по краям шины

Стирание краев протектора характерно для недокачанных шин. Низкое давление распределяет нагрузку на боковые зоны. Длительная езда в таком состоянии приводит к перегреву и расслоению каркаса.

Односторонний износ

Если протектор стерт сильнее с внутренней или внешней стороны, необходима проверка развала-схождения. Неправильные углы установки колес вызывают ускоренный износ одной из кромок. Также причина может быть в повреждении подвески.

Локальный износ

Отдельные проплешины на протекторе возникают из-за дисбаланса колес, изношенных амортизаторов или резких торможений. Такие шины создают сильную вибрацию, серьезно ухудшая управляемость.

Диагональный износ

Появление диагональных полос стертой резины сигнализирует о неисправностях подвески (например, изогнутых рычагах) или частой перевозке грузов. Проблема характерна для задних колес переднеприводных автомобилей.

Износ только передних или задних колес

Передние шины изнашиваются быстрее из-за нагрузки при поворотах и торможении. Регулярно меняйте колеса местами, чтобы равномерно распределить износ.

Влияние стиля вождения на износ

Резкие разгоны и торможения стирают протектор за несколько месяцев. Плавное управление продлевает срок службы шин. Избегайте пробуксовок, особенно на асфальте: они «сжигают» резину в точках контакта.

Учет возраста шин

Даже при сохранном протекторе резина стареет. Шины старше 10 лет считаются небезопасными.

Источники:

1. В. Ковальчук. Эксплуатация и ремонт автомобильных шин. Москва, 1972

2. П. Жуков. Уход за автомобилем. Москва, 2009

3. А. Громаковский, Г. Бранихин. Техобслуживание и уход за автомобилем. Как сделать, чтобы машина жила долго. Санкт-Петербург, 2008

Читайте также:

Как купить машину без прав

Как проверить автомобиль на ограничения

Как отремонтировать машину по полису ОСАГО

Как отремонтировать машину по гарантии

Как поставить машину на учет в ГИБДД

Поделиться
Игорь Бережной

Историк по образованию. Долгое время работал в сфере рекламы. С 2023 года писал материалы для проекта «1000 поводов для гордости». С 2024 года - корреспондент Общественной службы новостей. В сфере интересов: история, технологии, автомобили, спорт, путешествия и туризм, походы, психология, музыка, звуковое оборудование, компьютеры, ремонт, бытовые лайфхаки.

Последние статьи

Владимир Путин официально завершил двухдневный визит в Индию

Сегодня, 5 декабря, президент России Владимир Путин закончил государственный визит в Индию. Об этом пишет ТАСС. По данным издания, на индийской авиабазе Палам российского лидера ждал президентский борт Ил-96. Об…

% дней назад

В Японии подали в суд на жителя за многолетние оскорбления чиновников

В японском городе Михама власти решили через суд привлечь к ответственности местного жителя старше 60 лет за многолетние оскорбления и давление на сотрудников администрации. Об этом сообщает издание Sora News.…

% дней назад

Во Франции не нашли зарубежного вмешательства в пролете БПЛА над военной базой

Как удалось выяснить AFP, прокуратура Франции не выявила доказательств иностранного вмешательства в инцидент с пролетом нескольких беспилотников над военно-морской базой Иль-Лонг. Об этом в пятницу, 5 декабря, сообщает ТАСС. «Никакой…

% дней назад

Бундестаг отклонил резолюцию о передаче Киеву активов России

В Германии Бундестаг отклонил проект резолюции о передаче Киеву российских активов. Об этом в пятницу, 5 декабря, сообщает РИА Новости. Документ содержит текст обращения фракции «Зеленых» к кабмину ФРГ относительно…

% дней назад

Главком ВСУ Сырский заявил, что Украина не готова уступать свои территории

Главнокомандующий Вооружёнными силами Украины Александр Сырский заявил, что для Киева неприемлем любой вариант, предполагающий отказ от своих территорий. Его слова приводит «РБК-Украина» в Telegram-канале. «Для нас недопустимо просто отдать часть…

% дней назад

Лурье призвала дождаться решения суда по делу квартиры Долиной

Покупательница квартиры певицы Ларисы Долиной Полина Лурье отклонила приглашение на специальный выпуск программы «Пусть говорят», передает Первый канал. В зачитанном в эфире обращении женщина попросила дождаться вердикта высшей судебной инстанции. «Я не являюсь публичной личностью…

% дней назад