test

Культура

Патологоанатом Эдигер возмущен, что на выставку с трупами пускают детей

14 марта 2021, 18:53
14 марта 2021, 18:53 — Общественная служба новостей — ОСН

Постоянный эксперт Общественной службы новостей, эксперт Общероссийского движения «Сильная Россия» доктор Александр Эдигер является профессиональным патологоанатомом. Поэтому выставку, которая открылась в Москве в пятницу 12 марта, он не мог оставить без внимания.

Вот что доктор Эдигер рассказал о данном «культурном событии» российской столицы.

Александр Эдигер
Александр Эдигер. Фото: Общественная служба новостей

Трупы в виде экспонатов

В Москве на ВДНХ открыта выставка «Мир тела». Это проект патологоанатома Гюнтера фон Хагенса существующий уже несколько лет. Идея проекта заключается в следующем: это экспозиция из полностью отпрепарированных человеческих трупов или их фрагментов. Немного используются трупы лошадей.

Это не муляжи, это абсолютно подлинные трупы, обработанные с помощью технологии так называемой «пластификации». Она позволяет сохранять трупы достаточно долго (по утверждению фон Хагенса, сотни лет – прим. ред.). Но эти фрагменты или эти трупы сгруппированы так, чтобы изображать какие-то жанровые сценки: рукопожатие, занятие любовью, катание на лошади. Иногда это напоминает неги старинные скульптуры.

Мортидо – влечение к смерти

Гюнтер фон Хагенс
Гюнтер фон Хагенс. Фото: welt.de

Позволю себе высказать собственную позицию, как профессионального патологоанатома.

Полагаю, что для фон Хагенса, который завещал себя в качестве сырья для следующих экспонатов, это, как я полагаю, его личная психологическая (возможно – психиатрическая) проблема. Но есть ведь и те, кто это тиражирует: привозит в нашу страну, распространяет билеты, разрешает посещение детей (насколько мне известно – вход разрешён с 12 лет). Их действия либо граничат с преступлением, либо просто являются преступлением.

Я полагаю, у таких действий есть юридическая сторона, но есть, безусловно и моральная сторона.

Теперь по сути происходящего.

Художники всегда касались анатомических тем. Микеланджело вскрывал трупы для того, чтобы досконально овладеть пониманием связи мышц, суставов. В итоге у него получались потрясающие скульптуры. Но Микеланджело никогда не пытался фрагменты трупов влеплять в свои скульптурные произведения. У него была совершенно другая задача: он изучал для того, чтобы знать.

То, что происходит на выставке фон Хагенса – это эксплуатация неких древних инстинктов примитивного человека. Это эксплуатация «мортидо» – то, чем российская учёная Сабина Шпильрейн когда-то потрясла даже самого Фрейда. Она описала это мортидо, как «влечение к смерти».

У этого влечения есть масса толкований. Но то, и создатель экспонатов, и организаторы выставки эксплуатируют мортидо – это, я думаю, бесспорно.

Бизнес? Искусство? Или повод обратиться к врачам?

Дети на выставке «Мир тела»
Дети на выставке «Мир тела». Фото: скриншот с сайта http://bodyworlds.moscow

Теперь второй момент, о котором необходимо помнить всем тем, кто это пускает неограниченные толпы людей на это смотреть. Я даже не будут обсуждать то, что на этом зарабатывают – это полбеды.

Но что организаторы хотят показать? Это предметы искусства? Они согласны с тем, что предметы мёртвых тел – это сырьё для создания предметов искусства?

По-моему, такой подход – это уже даже не извращение. Это стоит лечить.

Посещая эти выставки, мы начинаем уподобляться людям XIII-XIV веков, которые разглядывали в подробностях сцены колесования или сажания на кол. Такое происходило на площадях средневековых городов при большом стечении людей.

Понятно, что сцены казней или пыток носили функцию очевидного бесспорного социального пиара, которые сейчас выполняют билборды (их тоже, к сожалению, размещают на площадях городов). Но обсуждаемая выставка даже этой функции не несёт.

Она просто демонстрирует не ограниченную никакими моральными устоями стремление использовать человеческую плоть в качестве материала для создания чего-то похожего на произведения искусства. Причем «произведениями искусства» это является лишь со слов некоторых комментаторов.

Образовательная ценность?

Вивисекторы подразделения «Отряд 731»
Вивисекторы подразделения «Отряд 731» с экспонатами. Фото: кадр из х/ф «Человек за Солнцем» (реж. Тун Фей Моу, 1988)

Ужас заключается ещё вот в чём: я слышал собственными ушами в разговорах с журналистами занятное оправдание. Говорилось: «А я пойду посмотреть, потому что я хочу что-то там изучить».

Любой лоботряс, изучая анатомию на первом курсе мединститута, знает в сотни раз больше, чем такой любопытствующий журналист. Потому что студент ещё и «двойку» может получить за незнание, например, точек прикрепления к грудине ключично-сосцевидной мышцы.

А то, что происходит на этой выставке – ничего общего с образованием не имеет. Это просто желание пощекотать нервы.

Бомба под психику

Данную выставку можно смело назвать очередным проявлением «толеразма».

Но давайте вспомним: откуда этот «толеразм» пришёл? Ведь он прибыл извне. Почему мы должны в этом кому-то уподобляться.

И для меня остаётся совершенно непонятной позиция как минимум двух глубоко мною уважаемых групп людей: Русской Православной Церкви и Духовного управления мусульман России. Они уже должны были по поводу этой выставки высказаться совершенно однозначно. Причем не на уровне групп активистов, а на уровне руководства.

Потому что происходящее затрагивает некие очень тонкие структуры. Данная выставка закладывает бомбу под психологию больших количеств людей. И, в первую очередь – детей.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!