Инструкция: как выбрать велосипедный шлем

22 мая 2025, 11:42
Фото: flickr.com/Alexander Yampolsky/CC BY-SA 2.0
22 мая 2025, 11:42 — Общественная служба новостей — ОСН

К сожалению, многие велосипедисты до сих пор недооценивают важность такого аксессуара, как шлем, воспринимая его лишь как обременительную формальность. Однако именно шлем может стать решающим фактором в критической ситуации, спасая жизнь ездока. Общественная служба новостей расскажет, как выбрать велосипедный шлем.

Типы велосипедных шлемов

Выбор шлема начинается с понимания, для каких целей он будет использоваться.

Шоссейные шлемы

Шоссейные шлемы предназначены для быстрой езды по асфальтированным дорогам. Их конструкция оптимизирована под аэродинамику: обтекаемая форма снижает сопротивление ветра, а узкие вентиляционные каналы направляют потоки воздуха для охлаждения головы даже на высоких скоростях.

Материал изготовления подобных шлемов — это, как правило, легкие композитные пластики, иногда с добавлением углеродного волокна для уменьшения веса. Внутренний слой из пенополистирола поглощает энергию удара, а тонкие подкладки обеспечивают комфорт при длительных поездках. Многие шоссейные шлемы оснащены съемными козырьками для защиты от солнца или интегрированными креплениями для велоочков.

Горные шлемы

Горные шлемы рассчитаны на экстремальные условия бездорожья, где высок риск падений на камни, корни деревьев или другие неровности. Их отличает усиленная защита затылочной части и висков, а также расширенная зона покрытия головы. Вентиляционные отверстия здесь меньше, чем в шоссейных моделях, чтобы предотвратить попадание грязи и мелких камней. Козырек, часто регулируемый, защищает лицо от веток и солнечных лучей. Некоторые модели совместимы с полноразмерными очками.

Внутренние амортизирующие вставки плотнее облегают голову, а система фиксации включает не только подбородочный ремень, но и дополнительные застежки по бокам. Для экстремальных дисциплин выпускаются шлемы с защитой подбородка — они тяжелее, но предохраняют от травм челюсти.

Гибридные шлемы

Гибридные модели универсальны: они подходят для поездок по асфальту, гравийным дорогам и легкому бездорожью. Шлемы такого типа имеют больше вентиляционных отверстий, чем чисто городские, но сохраняют компактную форму. Некоторые оснащены съемными светоотражающими элементами или встроенными фонарями для безопасности в темное время суток. Важная особенность — возможность быстро снимать и надевать шлем без регулировки, что удобно при частых остановках.

Детские шлемы

Детские шлемы разработаны с учетом анатомических особенностей ребенка. Их размерный диапазон меньше, а внутренние прокладки мягче и толще, чтобы лучше смягчать удары. Застежки и ремни упрощены для самостоятельного использования: например, магнитные клипсы вместо традиционных пластиковых пряжек.

Многие модели детских шлемов имеют расширенные поля, защищающие лицо при падении вперед. Яркие расцветки и светоотражающие элементы делают ребенка заметным на дороге. При выборе важно учитывать рост головы: регулируемый обхват позволит использовать шлем несколько сезонов.

Шлемы для экстремальных дисциплин

Эти шлемы предназначены для BMX-трюков, триала и других дисциплин с высоким риском падений. Их конструкция включает полнолицевую защиту, усиленный подбородочный ремень и дополнительное покрытие височной зоны. Внешняя оболочка из ударопрочного пластика сочетается с толстым слоем пенополистирола, способным выдерживать множественные удары.

Уровень защиты велосипедного шлема

Даже самый стильный или легкий шлем бесполезен, если он не прошел сертификационные испытания.

Защита от вращательных ударов

При косых ударах голова подвергается не только линейному, но и вращательному ускорению, что повышает риск черепно-мозговых травм. Технологии вроде MIPS (Multi-directional Impact Protection System) решают эту проблему за счет подвижного слоя между внешней оболочкой и внутренней частью шлема.

При ударе этот слой смещается на несколько миллиметров, рассеивая энергию вращения. Другие системы, такие как SPIN, используют силиконовые вставки, которые деформируются под нагрузкой, а WaveCel представляет собой сотовую структуру, поглощающую удар в нескольких плоскостях.

Проверка состояния шлема

Перед покупкой шлем нужно внимательно осмотреть. Трещины, вмятины или отслоения внешней оболочки — явные признаки брака. Следует проверить внутренний слой пенополистирола: он должен быть равномерным, без пустот или уплотнений. Ремни и застежки обязаны фиксироваться без перекосов, а регулировочные колесики — вращаться плавно. Если шлем побывал в аварии, его необходимо заменить, даже если повреждения незаметны: микротрещины в материале значительно снижают защитные свойства шлема.

Срок службы шлема

Средний срок эксплуатации шлема — 3–5 лет. Шлемы, хранящиеся в сырости или при экстремальных температурах, стареют быстрее. Если на поверхности появились потертости или выцветание, это сигнал к тому, что шлем пора менять на новый.

Подбор шлема по размеру

Помните, что слишком тесный шлем попросту не налезет на голову, а слишком свободный — не защитит при падении. Поэтому необходимо выбрать шлем, хорошо подходящий по размеру.

Измерение окружности головы

Для определения размера сантиметровую ленту прикладывают на 2–3 см выше бровей, охватывая самую широкую часть головы. Полученное значение сравнивают с размерной сеткой производителя. Если результат находится между размерами, выбирают больший вариант, используя регулировочные прокладки для точной подгонки.

Системы регулировки на шлеме

Качественный шлем имеет два типа регулировки: обхвата головы (задний ролик или застежки) и длины подбородочного ремня. Ролик позволяет менять объем на 2–4 см, подстраиваясь под форму головы. Ремни должны образовывать Y-образную вилку под ушами, не касаясь мочек. Пряжка под подбородком обязана застегиваться одной рукой и не давить на кожу. После фиксации между ремнем и подбородком должно оставаться пространство в 1–2 пальца.

Проверка посадки

Надежно зафиксированный шлем не смещается при резких движениях головы. Чтобы проверить посадку, нужно попытаться сдвинуть шлем руками вперед, назад и в стороны. Если он перемещается более чем на 2–3 см, требуется регулировка. Лоб должен быть прикрыт наполовину, а козырек — не ограничивать обзор. При открывании рта шлем должен слегка натягиваться на голову, но не вызывать дискомфорта.

Источники:

1. С. Ю Махов. Специальная физическая подготовка в велотуризме. Москва, 2015

2. Й. Осборн. Горный велосипед. Москва, 2009

3. Б. Лопес, Л. Маккормак. Мастерство езды на маунтинбайке. Москва, 2011

Читайте также:

Как ухаживать за велосипедом зимой

Как выбрать горный велосипед

Как выбрать электровелосипед

Как правильно тренировать выносливость на велосипеде

Как правильно дышать во время велотренировки

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.