Эксклюзив

Заключенных кормят лучше, чем школьников

Социальное питание подрывает здоровье и успеваемость учащихся, считают эксперты
14 августа 2019, 14:55
Фото: miloserdie.ru

Убрать фальсификат из школьных столовых – такую задачу поставили общественники на круглом столе, посвященном теме питания учащихся. Эксперты отметили, что изменение рациона может повысить успеваемость на 30-40%. В то время как сейчас происходит обратная ситуация. Дети плохо учатся и оканчивают школу с целым букетом болезней. Патология желудочно-кишечного тракта занимает прочное второе место среди заболеваний школьников.

Организатором мероприятия выступил Координационный совет некоммерческих организаций России (КСНКО). Тема очень важная, ведь современные школьники – это демографический, трудно восполняемый социальный ресурс государства, отметили эксперты.

Основная претензия была озвучена к качеству продуктов, из которых состоит школьное меню. В еде присутствует технические жиры и слишком много сахара.

— Вместо продуктов, которые дают силы и здоровье, мы приучаем детей есть пищу, ведущую к болезням. Как член ОНК я часто провожу проверки в тюрьмах. И могу сказать, что заключённые питаются лучше, чем дети. У них своя картошка, натуральное мясо, гречка. Есть вариации меню. Они сами пекут хлеб. А дети питаются полуфабрикатами, которые неизвестно где и как готовят, — рассказал руководитель рабочей группы КСНКО по контролю качества продуктов питания Николай Мальцев.

Фото: infoport.live

Общественники сошлись во мнении, что в школах должны быть свои повара. Только так можно проконтролировать, как и из чего приготовлена пища. Не говоря о полезности только что приготовленной еды в противовес разогретой.

— Мы контролируем безопасность, но мы не можем требовать качество. Главная проблема — школьное меню разрабатывает сам поставщик. А это лис в курятнике. Они будут подгонять меню под бюджет. Меню должно быть единым федеральным. Иначе мы будем голодными, но задорого, — отметила руководитель Комитета по обеспечению безопасности продукции для детей и подростков Инна Коваленко.

Николай Мальцев подчеркнул, что общественники не имеют возможности проводить лабораторные исследования школьной пищи. Эту же информацию подтвердил сотрудник Роскачества. Школы не дают согласия на проверку еды, которой кормят детей.

По мнению эксперта по вопросам качества продуктов питания КСНКО  Александра Бражко, ситуацию переломить могут только сами родители. Они должны возглавить школьный контроль. Он даже пообещал инициировать первые иски директором школ, которые ответственны за качество питания. Только тогда руководство учебных заведений станет внимательно относиться к качеству питания.

Николай Мальцев предложил школам заключать контракты с местными фермерами на поставку продуктов.
Это поднимет не только качество питания, но и сельское хозяйство, считает эксперт. Региональные фермеры будут соревноваться за поставки продуктов в школы, так как это гарантирует стабильные поставки.

Была поднята и тема пищевых привычек, которые прививают родители. Многие горожане не могут пить натуральное молоко, предпочитая разбавленное. Любят колбасу (она вкусно пахнет), и не едят мясо – не нравится запах и плохо жуется. Нежелание есть натуральную пищу – еще одна проблема, с которой придётся столкнуться, внедряя здоровые продукты.

Проведённый опрос показал: 70% детей не едят дома каши, рассказала эксперт Инна Коваленко. Понятно, что и в школе приучить их есть это блюдо будет проблематично. Необходима разработка технологической карты школьного меню с учетом детской психологии.

Фото: ОСН

Есть и хорошие новости. С 1 января 2020 вступает в силу новый СанПиН детского питания. Предусмотрен производственно-логистический комплекс, на базе которого будут работать лаборатории. Впервые будет введено меню для хронических больных, рассказала представитель Центра питания, биотехнологии и безопасности пищи доктор медицинских наук Инна Тармаева.

Но введение СанПиНа не решит всех проблем. Необходим целый комплекс норм. Общественники и эксперты сошлись во мнении о необходимости единого закона об организации детского питания. Но и в этом случае есть два варианта решения проблемы.

Можно организовать школьное питание по единой федеральной программе, утвержденной на уровне правительства и регламентируемой Минздравом, Роспотребнадзором, Росздравнадзором и другими ведомствами. В этом случае, всех школьников будут кормить на основании единых государственных правил.

Кроме того, необходима реализация  национального проекта «Школьное питание». В рамках которого будет работать сразу несколько программ, направленных на обеспечение подростков молочными и рыбопродуктами, а также йодосодержащими продуктами растительного происхождения. Все это необходимо для хорошо функционирования мозга и должно повысить успеваемость детей.

Очевидный «недостаток» такого подхода – необходимость привлечения серьёзных финансовых и организационных ресурсов. В настоящее время наше общество не обладает ни средствами, ни готовностью к кардинальным изменениям.

В таком случае придётся принять второй вариант, когда каждая школа и  семья пытается решить вопрос питания школьника самостоятельно. Тут также есть успешные региональные примеры.

Но и в этом случае  необходимы чёткие ориентиры. Нужно законодательно прописать и меню, и требование к продуктам, и технику приготовления пищи.

Таким образом, давно необходима разработка общегосударственных норм, регулирующих школьное питание. Но и родителям не стоит успокаиваться. Если мы хотим, чтобы наши дети хорошо питались, надо учить их разбираться в еде и выбирать здоровую пищу. Как бы ни было велико искушение свалить всю ответственность на школу и государство, пищевые привычки детям прививают в семье.

читайте также