Эксклюзив

Перенося бизнес в Россию, Китай учитывает, что наша страна также под санкциями — Собко

"Они ребята прагматичные, и, скорее всего, это дело тоже просчитывают"
5 июня 2019, 10:19
Сергей Собко. Фото: vpk.name

Россия может предоставить поддержку китайским производителям на своей территории, для этого есть работающие механизмы, а то, что наша страна находится под санкциями, китайские бизнесмены учитывают. Такое мнение Общественной службе новостей высказал депутат Госдумы РФ, бывший депутат ПАСЕ от фракции КПРФ Сергей Собко.

Во вторник генеральный секретарь Китайской ассоциации по развитию предприятий за рубежом Хэ Чжэньвэй, прибывший в Россию для участия Петербургском международном форуме, сообщил в интервью, что китайское производство может быть перемещено в Россию. Это может произойти из-за недавнего резкого повышения пошлин на товары, ввозимые из Китая в США.

Мы обратились к бывшему главе комитета по промышленности Госдумы РФ Сергею Собко с просьбой объяснить, насколько реальны перспективы переноса китайского производства на территорию России.

— Такие планы действительно могут осуществиться? Ведь у нас дороже, чем в Китае, трудовая сила. У нас капитальное строительство дорогое. То есть любое производство у нас будет дороже, чем в Китае.

— И температура. Требуется отапливать любое производство. Это не Нинбо и не Гуанчжоу.

— Может быть подразумевается вариант «Белорусской креветки»? Помните, когда после введения санкций, вдруг в Россию стали поступать из Белоруссии морепродукты? Так и китайцы будут завозить на нашу территорию товар, ставить штемпель «Сделано в России» и продавать в обход санкций США?

— Ну, я, конечно, не знаю, что у этого джентльмена в голове. С одной стороны, знаете, мы с вами перечислили всякие отрицательные стороны для развития производства здесь, в России. Но есть кое-что и положительное.

Я два созыва в Госдуме возглавлял комитет по промышленности. На закон о промышленной политике у меня лично ушло 10 лет: с 2004 по 2014 год. В нём есть ряд параграфов, которые нам удалось пропихнуть. И, в частности, создание Фонда развития промышленности.

— Расскажите подробнее, в чем тут может быть преимущество для Китая.

— Там существуют некоторые совершенно новые для нас механизмы. В частности, специализированный инвестиционный контракт.

Если начинает развиваться какое-то производство, которое можно хорошо коммерциализировать, значит, оно необходимо для страны и имеет экспортный потенциал. Тогда таким инвесторам предоставляются на 20 лет льготы, за счет которых они могут покрыть все издержки.

Такие прецеденты уже были. В частности, с немецкими компаниями, выпускающими сельхозтехнику. И рядом других. Это, может быть, не очень широко ещё используется, но если китайцы рассчитывают на некие преференции в России, то инструменты есть.

— Кроме поддержки льготами ещё какие-то преимущества имеются?

— Ещё один момент. Когда Китай начинал развивать свою мировую фабрику, они хорошо стартовали на дешёвой рабочей силе. Зарплаты у тех, кого они привозили из деревень работать вахтовым методом на фабриках, были не выше 100$ в месяц.

Но за последнее время и зарплаты резко выросли, и пенсионную систему они внедрили. И даже умудрились сейчас для мужчин снизить пенсионный возраст до 55 лет, а для женщин до 50.

Естественно, это всё затратные вещи.

— Если мы правильно поняли вашу мысль, Китай сейчас вышел на тот уровень, когда рабочая сила уже перестала быть дешёвой. И поэтому они могут искать какие-то выгодные решения в России?

— Безусловно, конечно.

— Есть ещё один фактор: Россия тоже находится под серьезными санкциями. Не могут китайцы этого не учитывать.

— Они ребята прагматичные, и, скорее всего, это дело тоже просчитывают.

Поэтому, скорее всего, они надеются, что есть некая потребность в их товарах в России. Что они, условно говоря, производя здесь мотоблоки или какие-то сенокосилки, газонокосилки, часть будут продавать здесь, на нашей территории.

Тем самым, они снизят свои издержки на логистику и получат прибыль. Так любой бизнесмен рассуждает.

Напомним, что в мае была совершена стыковка двух частей моста через Амур: одна строилась с российской стороны, вторая – с китайской.

читайте также