Эксклюзив

Как бороться с мошенничеством при он-лайн покупках

Эксперт считает, что шансы вернуть деньги есть
11 июня 2019, 16:40
Пострадавшая Елена Воробьева

По данным статистики, жертвой он-лайн мошенничества становится каждый третий россиянин. Предприниматель из Москвы Елена Воробьева дважды за четыре месяца столкнулась с аферами при заказе товара через интернет-магазины. В первом случае обманутыми оказались сотни человек на сумму около 10 млн рублей, а личный ущерб москвички составил 21 тысячу, во второй раз девушка едва не потеряла 23.500. О своем опыте борьбы Воробьева рассказала Общественной службе новостей.

Первый случай произошёл в начале весны 2019 года, когда Воробьёва заказала цветы для сети кофеен к 8 Марта. Тюльпанов она, впрочем, так и не дождалась. Менеджеры компании «Фанфлауэр» просто перестали отвечать на звонки. Как выяснилось позже, по указанному на сайте адресу цветочной базы не было никогда.

— В полиции мне заявили, что не хватает человеческого ресурса и нет возможности реагировать на все заявления. Возможно, они считают, что ущерб в 20 тысяч незначительный. Меня успокаивали: «Ну что вы волнуетесь, у нас тут миллионы воруют, вот недавно разворовали целый автопарк». Это они считают серьезным преступлением, а мой ущерб на этом фоне в полиции считают мелочью. Так и говорят: какая ерунда, напишите, что ущерб для вас незначительный, — пожаловалась пострадавшая.

Воробьева обращалась к юристу, но и он сказал, что шансов найти представителей компании немного. Такие обычно регистрируют фирму на лицо с низкой социальной ответственностью, с которого нечего взять.

Пострадавшие объединились в соцсетях. Фото: скриншот группы в социальной сети «ВКонтакте»

— По нашим подсчетам, мошенники обогатились на сумму более 10 млн  рублей. Лично я потерял 75.000. Писал заявление в костромское отделение полиции. Обращался как физическое лицо. Но так как у меня зарегистрировано ИП, то меня отправили в арбитражный суд Москвы, по месту регистрации фирмы мошенников. Конечно, в столицу из Костромы я не поехал. Мне кажется это бесполезно, — отметил Андрей Смирнов.

По словам пострадавших, в некоторых регионах против компании «Фанфлауэр» возбудили уголовные дела.

Они объединились в группы в соцсетях. Некоторое время представители компании продолжали рекламировать услуги на странице в  Инстаграм. Но люди стали их разоблачать и «Фанфлауэр» свернула деятельность.

Фото: скриншот страницы в социальной сети «ВКонтакте»

Воробьева рассказал и о втором случае, который произошёл при заказе панели-экрана для кофейни. Девушка внесла 100% предоплату – 23.500 рублей. Наученная горьким опытом, предприниматель тщательно проверила компанию «Screen Pro», но и это не помогло.

— Два дня нам обещали, что привезут панель и в итоге мы ничего не дождались. Попросили вернуть деньги. Тут же перезвонил менеджер и сообщил, что панель уже привезли, но «не могут найти парковку». Потом сказали, что вернут деньги, но необходимо официальное письмо. Написали им дважды. И все, менеджер пропал. Когда удалось дозвониться, сотрудники несколько дней рассказывали, что уже перевел нам деньги. А когда я пригрозила полицией, менеджер сказал: «Мошенничество еще нужно доказать. Какая ерундовая сумма, для вашего бизнеса это копейки», — описала ситуацию пострадавшая.

Скриншот смс-переписки Воробьевой с менеджером сайта

В итоге Воробьева написала заявление в отдел МВД по району Нагатино-Садовники. В этот раз пострадавшая подготовилась основательно: сделала распечатку звонков, смс, скопировала почтовую переписку и два претензионных письма. И уже приготовилась писать в прокуратуру.

Оперуполномоченный Дмитрий Бакалдин сработал быстро и грамотно. Он предложил решить вопрос миром и тут же позвонил менеджерам сайта. Сначала сотрудник компании по старой схеме заявил, что деньги уже вернули и они «вот-вот придут».

— В ответ Бакалдин предложил прийти на беседу и описал возможные последствия. Деньги сразу  же перевели. Как выяснилось, менеджер оказался по совместительству и директором компании, — уточнила Воробьева.

Она отметила, что от мошенников не застрахован никто, поэтому необходимо сохранять все документы и прочую информацию, которая пригодится при обращении в правоохранительные органы.

Девушка добавила, что будет продолжать работать по предоплате, но станет выбирать поставщиков ещё более тщательно. Придется ездить в офис и лично заключать договор, проверять паспортные данные и работать только с крупными компаниями, подчеркнула предприниматель.

— В период экономического стресса создается ощущение, что мошенников становится все больше. Работаю несколько лет, но с аферистами начала сталкиваться только в этом году. Знаю от знакомых, что и они стали попадаться на мошеннические схемы, но не обращаются в полицию, считая, что время дороже. Очень распространенная фраза: «Я не скандальный человек». Такие люди создают комфортные условия для мошенников и дают возможность обмануть кого-то еще, — считает собеседница.

По мнению юриста Андрея Мишонова, шансы вернуть деньги в результате мошенничества в интернете всё-таки есть.

Если интернет-магазин выходит на связь, но находит причины не выполнять обязательства, необходимо написать претензионное письмо. На обработку жалобы у интернет-магазина есть 10 дней.

После этого срока следует обращаться в полицию. Еще лучше написать заявление в управление «К» МВД России. Эта структура занимается преступлениями в сфере с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая и мошенничество в интернете. Одновременно можно отнести  заявление и в прокуратуру.

Не лишним будет письмо к владельцу хостинга, на котором находится сайт интернет-магазина, и регистратору домена с просьбой сообщить владельца сайта. Такую же просьбу необходимо адресовать полиции отдельным заявлением, считает адвокат.

Среди прочих советов — обратиться с жалобой в Роспотребнадзор по месту регистрации интернет-магазина. Если будет установлено, что сайт реально существует и продолжает работать, можно подать в суд заявление о защите права потребителя и попытаться взыскать денежные средства, неустойку и штраф.

читайте также