test

Общество

«Для кого-то семейное образование – единственная возможность обеспечить ребенку будущее»

3 декабря 2018, 16:08
В Омской области отменили компенсацию за семейное образование, обвинив родителей в злоупотреблениях
3 декабря 2018, 16:08 — Общественная служба новостей — ОСН

29 ноября депутаты Законодательного Собрания Омской области внесли поправки в региональный закон «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области», отменив уникальную для российских регионов практику – денежную компенсацию родителям, которые выбрали для своих детей семейное образование. Закон вступит в силу с 1 сентября 2019 года.

ИА «Общественная служба новостей» разбиралось в ситуации.

Омские чиновники назвали основной причиной отмены выплат компенсаций – злоупотребления со стороны родителей и невозможность контролировать качество образования на дому.

«Есть случаи, они не единичные, когда семьи из других регионов временно регистрируются на территории нашей области, чтобы получить эту выплату. Семейное образование было еще в законе об образовании 1992 года, но только появление серьезной финансовой поддержки породило такой массовый переход на эту форму образования», – заявила министр образования Омской области Татьяна Дернова журналистам, уточнив, что такая компенсация сохраняется только в пяти регионах страны, при этом в сибирском регионе она самая значительная.

В начальной школе сумма составляет 7 тысяч 816 рублей, в основной школе (9 классов) 9 тысяч 770 рублей, а в средней (11 классов) – 11 тысяч 724 рубля. Академический час стоит 123 рубля.

Однако родители, чьи дети получают семейное образование, такой формулировкой возмущены. По их словам, компенсация выплачивается только после тщательной проверки знаний ребенка, к которой подходят со всей строгостью.

window.myWidgetInit = {useDomReady: false};
(function(d, s, id) {
var js, t = d.getElementsByTagName(s)[0];
if (d.getElementById(id)) return;
js = d.createElement(s); js.id = id;
js.src = “https://likemore-go.imgsmail.ru/widget.js”;
t.parentNode.insertBefore(js, t);
}(document, “script”, “my-widget-script”));

Юлия Бородихина, чей ребенок находится на семейном образовании, убеждена, что требования к их детям гораздо строже, чем к ученикам общеобразовательных школ:

– Сначала ребенок проходит дисциплины, как это определят родители – в семьях, с репетиторами, – рассказала она. – Раз в пол года или раз в четверть – как муниципальная школа определит – ребенок обязан пройти промежуточную аттестацию. Тестовые задания и контрольные работы готовятся не выборочно, а по каждому предмету. Ребенок пишет работу, она проверяется педагогами муниципального образовательного учреждения. После этого составляется аттестационный лист, где указывается количество часов, которые по программе освоил ребенок и его оценка по итогам аттестации. Этот документ предоставляется в департамент образования. И только при условии успешной сдачи аттестации по всем предметам денежная компенсация перечисляется родителям.

Дочь Юлии перешла на семейное образование после окончания 6 класса. Сейчас Алисе 15 лет и она уже третий год получает знания вне общеобразовательной школы.

– Семейная форма обучения решает многие проблемы. У кого-то дети серьезно занимаются спортом, наукой или творчеством и не могут посещать школу регулярно. Есть те, кто сложно адаптируется в общих школах, тяжело воспринимает школьную программу. Есть и больные дети. А депутаты преподносят все так, как будто родители, чьи дети находятся на семейной форме обучения – это стяжатели. Будто мы требуем денег, чтобы нажиться, – отметила Бородихина.

– У меня ребенок не проблемный во всех отношениях, – добавила мама Алисы, – но есть же и дети с особенностями. Им педагог при классе в 30 учеников просто физически не сможет уделить должного внимания. Для кого-то семейное обучение – это единственная возможность обеспечить ребенку успешное будущее.

О том, что в коррекционной школе должных знаний ее ребенок не сможет получить, рассказала и Зульфия Владимирова. У ее сына Артура аутизм и для них семейное образование – единственный выход:

– Мы решили воспользоваться семейной формой обучения от безысходности. Два года мой ребенок получал домашнее образование – обучающих часов оказалось очень мало и прогресса я не увидела. Сейчас я беру учебный план и сама его адаптирую под физические нужды и потребности Артура. Если бы были коррекционные школы, где были бы все условия для моего ребенка, я бы его туда отдала, но таких школ нет.

– Если уберут компенсацию за семейное образование останется один выход – домашнее образование. Их часто путают, но это совершенно разные вещи. Во-первых, образовательные часы максимально сокращены, во-вторых, на домашнем обучении компенсация всего 500 рублей.  Это очень мало, ведь коррекционные учебники дорогие, – объяснила мама 12-летнего Артура.

О безысходности рассказала и мама 9-летнего Саши. У мальчика инвалидность и обучаться в «обычной» школе он не может.

– Я с ужасом думаю о том, что отменят компенсацию. Сейчас мы можем организовывать учебный процесс так, как нам удобно, потому что мы не всегда можем ходить в учебный центр – часто уезжаем на реабилитацию. Вот сейчас после операции лежим дома уже 4 месяца – сын временно не может ходить. Семейная форма образования помогает нам не выпадать из учебного процесса. А если компенсацию отменят, придется брать домашнее обучение, но тогда ребенок совершенно из общества «выпадет», да и педагога назначают всего на 8 часов в неделю. А он у меня умненький: много читает, ему хорошо дается математика», – посетовала мама Саши Елена Князева.

По словам родителей, в Омской области возможностью получить семейное образование пользуются 1260 детей. По их словам, в Омске нехватка школ. И пока не ясно, как область справится с таким наплывом «новых» учеников.

– По конституции каждый ребенок имеет право на бесплатное среднее образование. Все родители детей, которые занимаются у нас в центре, платят налоги. То есть, фактически, родителям не доверяют часть налогов, которые они платят государству, чтобы учить своих собственных детей. Да и в общеобразовательных школах просто небезопасно: там есть и табакокурение, и алкоголизация, и буллинг, и драки, и необъективное отношение учителей, и огромная сменность учителей, да и корпус педагогов очень возрастной, – отметил ректор многопрофильной академии непрерывного образования, доктор педагогических наук, профессор и заслуженный учитель РФ Владимир Гам.

“Общественная служба новостей” пыталась выяснить в Министерстве образования Омской области конкретные примеры злоупотреблений и сколько подобных случаев выявлено. Существует ли статистика по количеству детей, обучающихся дома и отстают от сверстников, проходящих обучение в школе. Но к моменту публикации материала ответа от пресс-службы не последовало. 

В настоящее время родители, чьи дети находятся на семейном образовании, пытаются отстоять право на компенсации с помощью петиции и выступлений в СМИ, доказывая, что злоупотребления в системе невозможны.

window.myWidgetInit = {useDomReady: false};
(function(d, s, id) {
var js, t = d.getElementsByTagName(s)[0];
if (d.getElementById(id)) return;
js = d.createElement(s); js.id = id;
js.src = “https://likemore-go.imgsmail.ru/widget.js”;
t.parentNode.insertBefore(js, t);
}(document, “script”, “my-widget-script”));

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!