Экономика
28 февраля 2024, 15:36

В Топливном союзе назвали «неприятную» сторону запрета на экспорт бензина

28 февраля 2024, 15:36
28 февраля 2024, 15:36 — Общественная служба новостей — ОСН

Запрет на экспорт бензина, который начнет действовать с 1 марта и продлится полгода, позволит избежать резкого повышения розничных цен на топливо и его дефицита на заправках, с которыми россияне столкнулись летом и осенью 2023 года. Вполне вероятно, что стоимость бензина вовсе не будет расти до конца 2024 года, однако и понижения цен ждать также не стоит. При этом подобные ограничительные меры, если они будут повторятся регулярно, в перспективе могут привести к падению объемов нефтепереработки в РФ. Об этом Общественной службе новостей рассказал руководитель аналитического отдела Независимого топливного союза Григорий Баженов.

«Для НПЗ это, конечно, неприятная история»

blockquote

Введение запрета на экспорт бензина эксперт назвал «превентивной мерой».

«В целом, конечно, объёмы экспорта не очень значительные, но тем не менее, надо понимать, что в ситуации, когда существует серый или теневой экспорт, возникают проблемы и сложности, связанные с разгоном внутренних биржевых цен. Кроме того, существуют сложности, связанные с НПЗ, которые на сегодняшний день подвергаются обстрелам. Это, естественно, не приводит к парализации производства, но на какой-то короткий период времени возможны некоторые потери с точки зрения объёмов производства. То же самое – поломки в связи с тем, что приходится искать альтернативы импортным комплектующим и компонентам. Это тоже приводит к тому, что у нас могут временно выпадать определённые объёмы и мощности. Поэтому, в целом, для того чтобы избежать прошлогодней ситуации в условиях высокого спроса, подобные меры и вводятся», — говорит он.

Однако у вводимого правительством запрета есть и обратная сторона, указал Баженов. Он заметил, что в России производится много товаров, рассчитанных не только на внутренний рынок, но и на экспортные направления. Если ограничения на экспорт бензина станут регулярными и будут повторяться из года в год, в долгосрочной перспективе это «дестимулирует нефтепереработку» и может даже привести к падению объемов производства. «Для НПЗ это, конечно, неприятная история», сказал эксперт.

«Стелы [на заправках] вряд ли покажут снижение цен, но, думаю, через систему лояльности будут даваться скидки».

blockquote

Так или иначе, в текущем году эмбарго на экспорт позволит удержать розничные и биржевые цены на бензин, либо не допустить их сильного роста. Аналитик говорит:

«Скорее всего, биржевые цены просто не будут расти. При этом маржинальность может сохраняться на достаточно высоком уровне. Стелы [на заправках] вряд ли покажут снижение цен, но, думаю, через систему лояльности будут даваться скидки, как это было, например, в 2022 году, когда тоже было затоваривание внутреннего рынка, правда, по другим причинам, — считает он. — То есть мы можем вообще не увидеть роста цен по итогам года. Но, конечно, все будет зависеть от биржевой ситуации».

Для производителей бензина ситуация также мало поменяется, если оптовые и крупнооптовые цены на бирже не будут повышаться, добавил эксперт.

«Пропускные мощности ограничены, инфраструктурные проблемы есть в чистом виде».

blockquote

Что касается дефицита бензина в розничной продаже, то его «по идее» быть не должно, однако здесь возможны локальные трудности, говорит Баженов.

«Всякое может быть. Тут история очень турбулентная в этом отношении. Существуют определённые необходимости с точки зрения поставок, которые касаются, в том числе, и снабжения военной техники и так далее. Пропускные мощности ограничены, инфраструктурные проблемы есть в чистом виде. Может, какие-то локальные сложности будут иметь место. Тем не менее, если продукт не будет уходить, они должны достаточно быстро разрешаться», — резюмировал аналитик.

Ранее экономист Сергей Суверов заявил, что запрет экспорта поможет сдержать цены на бензин. Подробнее в материале ОСН.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.