test

Экономика

России нужно срочно строить свои танкеры и развивать торговый флот — эксперт по энергетике Марцинкевич

8 апреля 2022, 21:30
8 апреля 2022, 21:30 — Общественная служба новостей — ОСН

Брюссель ввел новые санкции против России. Евросоюз решил отказаться от российского угля. Также кораблям под российским флагом будет запрещено входить в европейские порты, а грузы для Росси не смогут двигаться через Европу даже транзитом.

По углю ситуация выглядит не настолько угрожающей. По факту в мировом масштабе будет осуществлена «рокировка»: уголь из Индонезии и Австралии повезут в Европу. А страны Азии, оставшиеся таким образом без угля, начнут получать его из России.

Но, как объяснил Общественной службе новостей главный редактор портала «Геоэнергетика» Борис Марцинкевич, для России встанет проблема: где брать транспортные корабли для доставки угля по новым маршрутам. Потому как собственного транспортного флота у России нет уже пару десятков лет. Эта проблема, к слову, была и раньше, но в нефтяной отрасли. Вот что нам по этому поводу рассказал эксперт.

Уплывает танкер, уплывает

«Раньше скида для нефти марки Urals к цене марки Brent 5$. Сейчас она 25$. Это не самое страшное, поскольку при таких котировках, какие есть сейчас, наши компании вполне нормально зарабатывают.

Почему возникает скидка. Потому что для перевозки приходится использовать чужие суда. Мы идём к покупателю, он говорит: «Фрахт будет стоить дороже. Это плата за риск, увеличивающий стоимость страховки». Наша скидка – это оплата возникшего геополитического риска.

Суточный экспорт российской нефти и нефтепродуктов 7,5 миллионов баррелей. Половину отбрасываем, потому что это долгосрочные контракты, тут проблем никаких нет. Оставшиеся 3,75 миллионов на 20$ (разница между предыдущей скидкой и сегодняшней).

Получаем 75 миллионов долларов в сутки дополнительных потерь. Я понимаю, что не хорошо считать в чужом кармане, это деньги наших нефтяных компаний, пусть делают, что хотят. Но, простите, давайте для понимания масштаба вспомним, что нефтяной танкер стоит $150 миллионов. В результате получается, что из России каждые двое суток «уплывает» нефтяной танкер».

Судостроители

«Возникает резонный вопрос: не лучше ли построить собственные суда?

«Что у нас с судостроением? Правильно – ничего. Хотя, если будет волевое решение правительства, у нас есть всё для исправления ситуации. При предыдущем главе правительства провели очень интересный эксперимент»

У нас судостроительная отрасль лет 25 была недоинвестирована, потому что со времён Гайдара ода из аксиом нашей экономики была «зачем строить своё, если можно зафрахтовать». Так вот, Дмитрий Анатольевич провёл эксперимент. Было объявлено, что рыболовецкие квоты могут получать только компании, которые могут продемонстрировать судно, построенное в России.

Рыболовы от такого «крякнули», но заказы пошли. Следом за ними «крякнули» судостроители, но заказы начали выполнять. Причем они именно что «крякнули», потому что рыболовецкие суда – это, практически «индивидуальный пошив». Кто-то хочет ловить сайру в Охотском море в количестве 300 тонн в сутки, а другому нужно судно под ловлю сельди на Балтике    и на 500 тонн. То есть серийность в таком строительстве отсутствует.

Но, ведь, наши негодяи справились. Взяли и справились!

А что такое танкеры? Это корабли, у которых есть три размера. Их строительство можно ставить на поток. И та же самая ситуация с балкерами для угля, для перевозок которого мы тоже фрахтуем чужие суда, своих нет. Там тоже три размера. То есть можно работать сериями, это совершенно другой объём заказов. Всё совершенно по-другому».

У правительства нет времени

«К сожалению, наше новое правительство пока не думает о том, что делало предыдущее. Я понимаю, пандемия, было очень невесело. Сейчас уже совсем другая заваруха.

Но у нас ещё, ходят слухи, в России есть Министерство промышленности. Правда, когда им командует социолог по образованию – это «весело». У него есть двенадцать заместителей. Из них двое – политологи, двое – финансисты-экономисты, четыре человека заканчивали «Муниципальное и государственное управление». Ещё один блестяще закончил МГУ, он биолог. Есть два африканиста из МГИМО. Честно говоря, я даже не знаю, как в эту компанию попали целых два человека, один из которых закончил Московский Авиастроительный Институт, а другой специалист по машиностроению.

Я уверен, что всё это прекрасные юноши из хороших семей. Но пока у нас, к сожалению, $75 долларов уходит за пределы российской юрисдикции ежесуточно».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!