Фото: Общественная Служба Новостей
Шринкфляция, то есть уменьшение веса и объема продуктов при сохранении прежней цены — это не самая честная, хоть и легальная практика, которая не сдерживает подорожание товаров, а лишь маскирует и даже ускоряет его, говорит доктор экономических наук, бывший заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод. Главный стимул такого поведения производителей — это инфляционные процессы в экономике, указал он. Соответственно, чтобы прекратить шринкфляцию и обратить ее вспять, необходимо серьезное понижение уровня инфляции. Такой оценкой эксперт поделился с Общественной службой новостей.
Собственно, в России в последние годы шринкфляция приняла практически повсеместный характер. Из классических примеров: молоко в бутылках объемом 900 миллилитров вместо литра и пиво по 0,45 л вместо традиционных «ноль-пять». Не так давно к ним начали присоединяться и другие товары. Так, покупатели регулярно замечают, что, например, в магазинах «похудело» сливочное масло — теперь стандартная пачка может весить 160 грамм вместо 200, хотя цена осталась неизменной. То же самое — с мороженым, шоколадом и многими другими продуктами.
«Это только скрывает инфляцию, но не сдерживает рост цен»
«Игра с упаковкой, с моей точки зрения — это маркетинговый прием на грани обмана. Почему? Потому что человек приходит и видит знакомую упаковку, покупает этот товар. Вес при этом часто указан где-то с задней стороны, еще и не очень крупным шрифтом. Поэтому, я считаю, это нехорошо. Тем более что удерживать цены это совершенно не позволяет, — говорит Леонид Холод. — Условно говоря, вы покупаете сахар. Позавчера упаковка весила килограмм, а сегодня 900 грамм по той же цене. Но ведь один грамм сахара для вас все равно подорожал. То же самое, когда мороженое раньше весило 100 грамм, а теперь 70, или масло было по 200 грамм, а сейчас по 160. Это только скрывает инфляцию, но не сдерживает рост цен. Более того — наоборот, ускоряет. Потому что 160-граммовая упаковка масла от одного производителя дорожает ровно так же, как и двухсотграммовая от другого. Добавьте потерянные 40 грамм, и будет акселерация инфляции по отношению к тем немногим, кто продолжают выпускать масло по 200 грамм».
По словам экономиста, шринкфляция позволяет производителям «протаскивать» на рынок повышение цен. Об уменьшении объема и веса товаров покупателям никто не сообщает, поэтому когда 200 грамм продукта превращаются в 150 грамм по той же стоимости — то есть фактически происходит подорожание, — те неосознанно на это соглашаются. Таким образом, производитель устанавливает новую цену, приемлемую для него и кажущуюся приемлемой для потребителя, в обход мнения самого потребителя.
«Но уголовного ничего в этом нет, насколько я понимаю. Формально никто никого не обманывает, как, например, в случае фальсифицированного масла. Там понятно — мошенничество. А здесь — ну сам дурак, надо было посмотреть внимательно, вес ведь указан, — отметил собеседник издания. — Но вообще сейчас народ стал понимать, что, например, масло бывает не только по 200 грамм, но и меньше, что мороженое уменьшается в объемах и так далее. Люди это видят и в своем акцепте [принятии] цены учитывают. Когда-то же вообще не понимали. Когда только начали уменьшать объемы привычных упаковок, люди на это ловились. Сейчас уже меньше ловятся. Пройдет еще какое-то время, просто привыкнут к разным типам размеров, и все».
Что касается пределов «похудения» товаров, то, заметил Холод, тут действия производителей относительно ограничены. Шринкфляция распространена во всем мире, и стандарты веса и объема продуктов уже устоялись — они дробные, например, 200, 150, 100 и 50 грамм, пояснил он. Изобрести новый формат «маркетинговых изощрений» и теневого повышения цен сложно, поэтому, вероятно, данный процесс завершится, когда производители перепробуют все возможные размеры продуктов, добавил эксперт.
В будущем все это приведет к тому, что на полках магазинов будут лежать по несколько весовых вариаций одного продукта, а покупатели будут четко понимать, что объем и вес товаров могут варьироваться, считает собеседник издания. Не исключено, что в этом многообразии окажутся и классические размеры: полный литр, «честные» ноль-пять, масло по 200 грамм и так далее.
«Ой, у меня падает рентабельность, подстрахуюсь и продам меньшее количество товара за ту же самую цену»
О том, что нужно для возвращения продуктов к привычным весам и объемам, Холод сказал:
«Главная вещь, которую всегда у нас почему-то недооценивают — конкуренция. Если конкуренты выпускают, допустим, пиво, и цена у них примерно одинаковая, и вдруг один из них решает в качестве преимущества установить объем 0,5 литра вместо 0,45, то, конечно, покупатель будет предпочитать именно это пиво при прочих равных условиях. Поэтому, во-первых, для этого нужна конкуренция. А во-вторых, должна успокоиться инфляция, потому что сейчас [шринкфляция со стороны производителей] часто продиктована подспудными маркетингово-экономическими соображениями: “Ой, у меня падает рентабельность, подстрахуюсь и продам меньшее количество товара за ту же самую цену”. Но если инфляции у вас нет, то и стимула этого нет».
Читайте также:
Мировые страны увеличили свой интерес к Арктике за последние несколько лет. В Польше заметили, что здесь несколько дней назад произошло важное событие со стороны России. Все ее атомные ледоколы одновременно…
Многократный призер чемпионатов КНР по бодибилдингу Ван Кунь скончался от сердечного приступа. Об этом пишет Need To Know. По данным источника, Вань Кунь недавно открыл второй зал своей сети Muscle…
Жительница Кировской области получила условный срок в виде шести месяцев за унижение военнослужащих специальной военной операции. Об этом сообщает РИА Новости. Согласно данным агентства, россиянка работала уборщицей производственных помещений. Своим…
В Москве несколько дней назад состоялось заседание коллегии оборонного ведомства страны. В нем лично принял участие президент Владимир Путин. Поведение главы РФ вызвало удивление в КНР. Об этом передает издание…
Младший лейтенант Константин Асламин во время штурма укрепленного опорного пункта Вооруженных сил Украины (ВСУ) подавил открытый по российским подразделениям пулеметный огонь. Подробности приводит Минобороны России. По данным оборонного ведомства, когда…
Европейские лидеры допускают серьезную ошибку, оставаясь при мнении, что им удалось ослабить Россию. В этом уверен британский дипломат в отставке Аластер Крук, о чем рассказал в эфире YouTube-канала Deep Dive.…