26 ноября 2025, 13:56

«Что не так?»: экономист Василий Колташов высказался о нашумевшей ситуации с картами маркетплейсов

26 ноября 2025, 13:56
26 ноября 2025, 13:56 — Общественная служба новостей — ОСН

В России маркетплейсы всё активнее предлагают дисконтные программы для пользователей карт, выпущенных аффилированными с ними банками. По сути, это стимулирует потребителей оформлять именно эти банковские продукты и совершать транзакции исключительно с их помощью. Такой подход создает неравные условия для тех, кто предпочитает использовать карты других банков. Эти покупатели оказываются в менее выгодной ситуации из-за политики онлайн-магазинов. При переходе на карты, предлагаемые торговыми площадками, клиенты лишаются различных бонусов, скидок и льготных кредитов, предоставляемых их основными банками.

Ситуация вызвала широкое обсуждение в обществе. По мнению экономиста Василия Колташова, которое он озвучил в беседе с корреспондентом Общественной службы новостей, банки не возражают против скидок на маркетплейсах и не выступают против самих платформ. Они стремятся к обеспечению равных возможностей для всех клиентов. Это вполне обоснованное требование. Вероятно, настало время для интеграции онлайн-площадок в унифицированную платежную систему с установлением единых правил для всех участников, отметил эксперт.

«Дискуссия, развернувшаяся в последние дни вокруг регулирования работы маркетплейсов, зачастую имеет слишком эмоциональную окраску, не дающую разглядеть её суть. А суть, между тем, довольно проста и сводится к трем основным тезисам. Первый – маркетплейсы никаких законов не нарушают и работают в рамках правового поля. Второй – действующие законы дают возможность интернет-торговле легально не платить налоги и процветать в серой зоне. Третий – перекос в законах несет угрозу не только для любых офф-лайн услуг, но и для всего государства», — подчеркнул Колташов.

По его словам, не только внутренние законы страны, но и международные соглашения оказались не готовы к такому стремительному развитию интернет-торговли. В результате, маркетплейсы стали пользоваться возможностью не платить НДС с товаров из-за рубежа. Кроме того, набирающие обороты интернет-площадки повально обзавелись собственными банками, которые тоже попали в «серую зону» и получили преференции по отношению к традиционному банкингу.

«Нормы законодательства, обеспечивающие равные условия всем участникам рынка, это вопрос жизнедеятельности государства. Перекосы и, пусть даже невольные, но дающие преференции одному из участников процесса, подрывают фундаментальные принципы правового государства», — подчеркнул экономист.

Законом о правах потребителей предусмотрено, что цена за товар не может меняться в зависимости от способа оплаты, напомнил Колташов. При этом при оплате картой банка маркетплейса клиенту предоставляются скидки — и иногда очень большие.

Подобная проблема обеспокоила и главу Центробанка Эльвиру Набиуллину. Как сообщает «Коммерсантъ», она направила письмо в Министерство экономического развития с предложением ограничить возможность маркетплейсов устанавливать скидки на товары в зависимости от способа оплаты и запретить им продавать продукты дочерних банков. В документе говорится о необходимости введения запрета на продажу на онлайн-площадках продуктов дочерних банков, которые «имеют заведомо неконкурентные преимущества по сравнению с другими участниками банковского рынка».

Колташов отметил, что такая ситуация вынуждает покупателей держать несколько банковских карт – по одной для каждого магазина. Помимо прочего, это увеличивает потенциальную аудиторию для вовлечения в дропперство. По оценкам Центробанка, до 8% всех мошеннических операций в России в 2024 году были связаны с дропперскими схемами.

Не случайно в России принят закон об ограничении на количество банковских карт, принадлежащих одному человеку. Его цель — снизить масштаб теневых операций и повысить прозрачность финансовой системы. Он вступит в силу с 1 декабря 2025 года, уточнил экономист.

Сейчас банки маркетплейсов держатся только на одном ресурсе – самом маркетплейсе, рост которого определен его нахождением в «серой зоне». С выравниванием ситуации по налогам, принятием новых законов, вводящих интернет-торговлю в нормальное законодательное русло, их прибыль значительно уменьшится. И, в случае кризиса, у маркетплейсов не будет ресурсов поддержать свой банк, разъяснил Колташов.

Чем грозит эта ситуация? Она может привести к цепной остановке расчётов и поставок для тысяч бизнесов в стране и вызвать общерыночный шок. Поэтому крайне важно урегулировать нормы законодательства, обеспечивающие равные условия всем участникам рынка, и не допускать перекосов, дающих преференции одному из участников процесса, заключил экономист.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН.