test

Экономика

Авиаэксперт Дрозденко рассказал, что «Мотор Сич» делал с вертолётами «Ми»

7 октября 2021, 21:48
7 октября 2021, 21:48 — Общественная служба новостей — ОСН

Украинская компания «Мотор Сич», базирующаяся в Запорожье, была оштрафована за использование бренда вертолётов, созданных в КБ Миля («Ми» / Mi). Сумма штрафа, которую наложили на украинских производителей составляет около 42 миллионов рублей.

Но «Мотор Сич», не согласившись с взысканием, обратился в Верховный Суд России с просьбой пересмотреть решение.

Общественная служба новостей обратилась к эксперту в области авиации Дмитрию Дрозденко с просьбой разъяснить, в чём именно суть конфликта.

Дмитрий Дрозденко
Дмитрий Дрозденко. Фото: Общественная служба новостей

— Дмитрий Витальевич, скажите, имеет ли смысл такой спор? Ведь «Ми» – это не товарный знак, а обозначение конструкторского бюро, которое и не российское, и не украинское, а, вообще, советское.

— Есть национальный центр вертолётостроения Миль-Камов, объединяющий две конструкторские группы. Находится в Луховицах.

— А в чём конфликт? Ведь если и раньше «Мотор Сич» выпускал вертолёты модели «Ми», то они и сейчас выпускают те же модели?

— «Мотор Сич» проводят ремоторизацию двух типов вертолётов: Ми-2 и Ми-8Т. Их выпускают, добавляя к названию «МСБ». То есть берётся старая машина и ей делается апгрейд. Для этого используется не новая машина, а та, которую уже обычно называют «дрова».

И если взять такой ремоторизированный вертолёт, то у него неплохие характеристики для современного мира, но цена в разы меньше, чем у того же «Bell». Именно на этом и делают бизнес украинцы.

— А насколько «Ми» является именно брендом? Потому что если только размещение этой маркировки уже увеличивает продажи, то уже даже справедливо потребовать часть прибыли в пользу конструкторов.

— «Ми» – бренд уважаемый, обладающий историей. Есть такой вертолётный приз имени Сикорского, который вручают лучшим вертолётостроителям планеты. Михаил Леонтьевич Миль ещё во времена СССР получил несколько таких призов из рук самого Сикорского.

Второе – эта марка очень известна, на ней летает огромное количество народу. Более того: их даже Вооружённые силы США покупали, как для действий в Афганистане, так и для своих сил специальных операций. Знаменитый «Крокодил» – это тоже «Ми-24».

Так что это бренд уровня «Калашников», причём как в военном, так и в гражданском секторах. Его знают везде.

— То есть если бы украинцы назвали свой ремоторизированный вертолёт как-то иначе, он бы хуже продавался?

— Они и называются «Ми-2МСБ». Вставка расшифровывается, как «Мотор Сич Богуслаев». Но если вы возьмёте «Ладу» ВАЗ-2109, сделаете ей тюнинг, поставите ей новый двигатель, она же не перестанет быть «девяткой».

Здесь та же самая ситуация. Даже после установки нового двигателя вертолёт не перестаёт быть машиной марки «Ми». В чём тут проблема — это юридическая казуистика, простым офицерам недоступная.

Пересечения торговых российских и украинских интересов тут нет. Потому что нашим производителям ремоторизация старой техники не интересна. Наши делают новые машины. К тому же бизнес, которым занимается «Мотор Сич» очень узкий.

Тут опять можно привести аналогию с автомобилями: есть продажи новых машин, а есть – подержанных. С другой стороны, тот кто купил подержанную, он не купил новую.

Но не думаю, что этот небольшой сегмент вертолётного рынка как-то серьёзно повредит продвижению Российский программ, того же «Ансата».

— Тогда может России стоило бы поддержать производителей с Украины?

— Богуслаев – я его лично знаю – очень пророссийски настроенный человек. Он до последнего, когда совсем начался бардак на Украине, выходил у себя в Запорожье против националистов с георгиевской ленточной. Но, что сделаешь, если у власти находится хунта. Сопротивляющийся «Мотор Сич» задавили.

Поэтому споры, которые происходят, это юристы вытаскивают. Я думаю, лучше сотрудничать, чем ругаться.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!