test

Экономика

Как Росприроднадзор влияет на экономику России?

21 марта 2022, 14:30
21 марта 2022, 14:30 — Общественная служба новостей — ОСН

Росприроднадзор потребовал от Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) заплатить штраф в размере 5,285 млрд рублей за разлив нефти полугодовой давности. Как сообщали СМИ, следов нефтепродуктов не было видно уже через несколько дней после аварии.

При этом четыре месяца назад штраф по тем же обстоятельствам был насчитан в размере 4,482 млрд рублей. Ведомство не уточнило, по каким причинам изменился размер ущерба.

Напомним, из-за аварии погрузочного устройства 7 августа 2021 года при загрузке танкера в 5 км от берега в Черное море вылилась нефть. По данным Росприроднадзора речь идет о 384 тоннах нефти, однако эксперты КТК назвали другую цифру. Согласно их расчетам, теоретически в море не могло вылиться больше 69,2 тонны (89,1 м3).

Аварии с разливом нефтепродуктов время от времени происходят в разных государствах мира. Последняя громкая авария с разливом 10 000 баррелей случилась в январе с танкером компании Repsol в Перу из-за цунами. Местные власти оштрафовали Repsol более чем на $121 000, что соответствует 12,1 доллара за каждый разлитый баррель.

При нынешнем курсе рубля (от 100 рублей за доллар) глава Росприроднадзора Светлана Радионова требует с КТК 137,6 тыс. долларов за тонну (18,8 тыс. долларов за баррель) при разливе в 384 тонны. Штраф за разлив 69,2 тонны (по расчетам КТК) составит 104,6 тыс. долларов за баррель, что в 74,7 раза больше штрафа в Перу.

Даже после самой громкой в истории нефтяной отрасли аварии в Мексиканском заливе в апреле 2010 года на буровой платформе Deepwater Horizon власти США потребовали заплатить 8,6 тыс. долларов за тонну разлитой нефти – в 16 раз меньше, чем требует Росприроднадзор.

Правительства Перу и США понимали, что после аварии компании все равно должны работать и приносить пользу государству. На этом фоне не совсем понятна позиция Росприроднадзора, действия которого могут привести к остановке работы крупнейшего совместного международного российского проекта. В настоящее время он остается одним из немногих каналов взаимодействия с Западом, где стороны не начали истерично рвать контакты.

Кроме того, наблюдается продолжающаяся с августа кампания в СМИ по раздуванию истерии вокруг происшествия. Напомним, следов разлива не осталось уже через пару дней, об этом сообщалось по многим каналам, начиная от Гринписа и заканчивая губернатором края.

С 25 февраля, сразу после начала известных событий, страны коллективного Запада, по сути, объявили полную экономическую блокаду России. При этом ведомство подало иск в суд повысив сумму на 1 млрд рублей. Важно отметить, что КТК с прошлого года платит несколько сотен миллионов долларов дивидендов, в том числе в бюджет России.

Остановка КТК, одного из крупнейших совместных предприятий РФ с западным бизнесом, соответствует интересам британской BP, чей нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан загружен только наполовину. Единственный шанс британцев заполнить трубу – заполучить в нее казахстанскую нефть, которая сейчас транспортируется по КТК через Российскую Федерацию.

История с иском Росприроднадзора пока не принесла результата – трейдеры, которые поначалу испытывали проблемы с нефтью из КТК, а нефтедобывающие компании в Казахстане начали рассматривать альтернативные маршруты поставок своей нефти, после заявления американского Минфина дали заднюю.

«Пока все идет нормально», − заявил и американский Шеврон, который владеет долей в КТК. Сейчас, несмотря на всеобщую истерию – это одна из редких кампаний, которая пытается сохранить контакт с Россией.

Но ослабления на внешнем контуре нисколько не изменили ситуацию внутри – Росприроднадзор подал иск на 5,5 млрд и теперь «ждет компанию в суде». Действия РПН как будто «подталкивают» работающие в Казахстане крупные международные компании к уходу со своим транзитом в Азербайджан, Грузию, Турцию. Это может закончиться тем, что на деньги Запада через Каспийское море проложат трубу Актау – Дюбенди (новая конвенция о правовом статусе Каспийского моря по факту это позволяет). Речь о таком проекте уже шла, и казахская нефть прямиком пойдет в БТД. После этого  – транзит через Россию никому нужен не будет. Справедливо сказать, что реализация такого проекта без РФ сейчас не видится реальной, пока мы говорим о чистой теории.

Но это только пока. Стране объявлена экономическая война на уничтожение и все последние действия коллективного Запада показывают, как чистая теория в одночасье переходит в суровую реальность.

В настоящий момент ЕС и США рассматривают так называемый пятый санкционный пакет, который направлен на сектора ТЭК и нефтегаза.

В связи с этим некоторые действия Росприроднадзора кажутся странными. Огромные штрафы, устанавливаемые ведомством, приводят к ещё большему нажиму на экономику, в первую очередь, секторов ТЭК, металлургию и химпром.

Например, иск о взыскании с башкирского НИИ гербицидов 845 тыс. рублей за вред, причиненный почвам. Что значит вроде бы незначительный миллион для небольшого бюджетного НИИ говорить не надо. Вспоминается и  другой случай, когда по материалам Росприроднадзора суд привлек «ННГУ им. Н.И. Лобачевского» к ответственности за незаконное размещение опасных химических отходов. Подобные действия − это большой удар по отраслям органической химии и средств защиты растений.

В условиях изменения мирового порядка и экономической перестройки государства важно сохранить остатки эффективных международных коопераций, отринув малоактуальные на сегодняшний день цели. Всем участникам рынка следует это понять.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!