test

Общество

Доходы россиян “не доросли” до органической продукции

5 сентября 2019, 20:16
Рынок экопродукции внутри страны неразвит, а экспортируют на Запад в основном сырьё
5 сентября 2019, 20:16 — Общественная служба новостей — ОСН

Закон об органической продукции вступит в силу с января 2020 года. Многие его нормы до сих пор вызывают споры.  В одном эксперты солидарны: рынок органических продуктов – прерогатива развитых стран. А покупательская способность россиян всё ещё оставляет желать лучшего.

Рынок ограничен крупными городами

По данным Союза органического земледелия сегодня в России сертифицированы и работают по международным стандартам около 50 компаний. При этом более 80% всей экопродукции на полках магазинов иностранного производства.

В среднем объём рынка по разным оценкам составляет всего 6-7 млрд рублей. Не трудно догадаться, что органику покупают жители крупных городов. Востребованы бакалея, свежие натуральные локальные продукты. Свои покупатели есть у небольших специализированных магазинов.

Глава Союза сыроваров Николай Перов невысоко оценивает перспективы развития рынке органической продукции.  Но в таких городах, как Москвы и Санкт-Питербург экотовары могут занять 5-7% от оборота продуктов.

Сейчас эту нишу занимает продукция, про которую пишут, что она фермерская или что произведена из натуральных компонентов, с также дикоросы. “В принципе, сюда можно отнести продукцию от бабушек, то есть частный сектор”, отметил эксперт.

– Федеральные сети продолжают эксплуатировать тренды «натуральное» и «фермерское». Для успешного выведения на рынок российской органической продукции, необходимо в десятки раз увеличить количество поставщиков, значительно расширить ассортимент. Пока россияне не достигнут уровня благосостояния, сопоставимого с развитыми странами,  отечественный рынок органики будет проседать, – рассказал руководитель Союза органического земледелия Сергей Коршунов.

Экоферма “Джерси” в Калужской области. Фото: soz.bio

Всё бремя маркировки ляжет на россиян

Эксперты полагают, что введение дополнительной сертификации и маркировки губительно скажется на рынке органической продукции.

– В России нет ни одного аккредитованного органа по сертификации. Некому подтвердить, что продукция является органической. А товары, сертифицированные по международным стандартам, признаваться в России не будут. Производители не смогут маркировать их как «органик». В итоге россияне рискуют остаться без органической продукции вообще, – описал ситуацию Коршунов.

При этом стоимость сертификации по ГОСТ 33980-2016 составляет от 150 тысяч рублей за одно хозяйство. Подтверждать её будет необходимо ежегодно. Эти расходы отразятся на конечной цене органической продукции, которая и так не по карману большинству россиян. Отечественный рынок органической продукции, который ждал закона более двадцати лет, в результате оказался “зарегулированным”, добавил эксперт.

Органическое зерно на экспорт. Фото: soz.bio

Всё сырьё на экспорт

В последнее время много говорится об экспорте отечественных экотоваров за границу. На самом деле в России пока сформирован только рынок экспорта органического сельскохозяйственного сырья. Эксперты отмечают устойчивый рост спроса. В этом сегменте он намного превышает предложение. Российскую продукцию готовы покупать все страны ЕС, США и Азия.

– К нам регулярно поступают заказы на сертифицированную органическую продукцию от международных трейдеров из Нидерландов, США, Великобритании, Англии, Италии, Франции, Румынии, ОАЭ. При этом глубина рынка не известна, – рассказал Коршунов.

Руководитель рабочей группы КСНКО по контролю качества продуктов питания Николай Мальцев напомнил, что рынок органики дотационная область. Европейцы сделают всё возможное, чтобы не допустить импортных производителей. Из России вывозят только сырьё.

-Там жесточайшая политика протекционизма в отношении своей сельхозпродукции. В Европе даже американцев с их органикой не принимают. И даже новоявленных членов ЕС не пускают на свои рынки, – подчеркнул Мальцев.

Фото: jimsmowing.co.nz

Отечественный рынок и закон

У специалистов вызвала сомнение и статья о господдержке производителей органической продукции. Она обеспечивается в порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ “О развитии сельского хозяйства”.

– Это статья отсылает к седому 2006 году. Но органическая продукция – антипод конвейера, антирыночное производство. Это высокооплачиваемая рабсила и низкая продуктивность. Всё ради абсолютной экологичности. И вот такой новой отрасли предлагают меры господдержки, разработанные для развития гиперпродуктивного животноводства на стероидах и гиперурожайного растениеводства на химикатах, – сказал Мальцев.

Он посоветовал тем, кто делал этот очень нужный стране закон, самим вырастить грядку картошки органическим способом. «Тогда бы они вернее оценили меры господдержки», – добавил эксперт.

 

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!